Слово «гарем» происходит от арабского слова «харам», которое имеет несколько значений: «запрет», «сакральный» или «то, границы чего ненарушимы».
В практическом смысле слова гарем—это помещение, специально предназначенное для проживания женщин и расположенное внутри дворца или другого здания, принадлежащего владельцу гарема. Мусульманское жилище традиционно делилось на две совершенно разные части: селамик—мужская половина и гаренлик— женская. В средневековом гареме могли находиться сотни, даже тысячи женщин, и единственным полноценным мужчиной, имевшим туда доступ, был сам хозяин. Любой посторонний, подкравшийся к стенам гарема, не увидел бы ничего кроме вооруженной охраны. Поэтому о гаремах известно так мало.
Первым европейцем, увидевшим гарем изнутри, был Томас Даллан, прибывший в 1599 году в Константинополь для настройки дворцового органа. Турецкий владыка проявил к Даллану большое расположение, предложил ему парочку своих наложниц и показал Томасу свой гарем. «Подойдя ближе, я увидел через решетку около тридцати наложниц великого владыки, игравших в мяч. Сначала я принял их за мальчиков, но вскоре разглядел, что их волосы были заплетены в косички, а затем и по некоторым другим признакам (!) догадался, что передо мной были женщины. На головах у них—золотые шапочки, многие были босиком, а их щиколотки украшали золотые браслеты; иные носили бархатные туфельки»,—вспоминал впоследствии Даллан. После этого случая настройщик органов решил бежать из города, опасаясь султана, который, возможно, пожалеет о том, что позволил постороннему видеть так много запретного, и лишит его жизни.
Одним из самых баснословных гаремов прошлого был стамбульский дворец Сераль. Даже по тем крупицам информации, дошедшим до нас, можно представить его поистине сказочное величие. Владела Сералем династия султанов Оттоманской империи, простиравшейся в лучшие времена от Будапешта до Мекки, от Кавказа до Египта и Багдада. В гареме из 400 комнат жили около 2000 наложниц. Это был закрытый город, который окружали толстые стены и серьезная охрана, целиком состоявшая из евнухов, где красавицы со всего света жили в своей отдельно взятой реальности. Даже собаки, имевшие доступ за эти стены, должны были быть кастрированы.
Средний возраст одалисок Сераля составлял 17 лет. Выбирали их на рынке рабов в Константинополе. Большинство девушек, попавших на этот рынок, были захвачены в плен в других странах. Их доставляли отовсюду: со всей огромной территории Азии , Африки, Евроаы и с Кавказа. Нередко родители сами продавали своих дочерей в наложницы
Ещё в конце 19 века наложницу можно было купить на базаре, при этом купцы раздевали девушек, и даже открывали им рты, чтобы рассмотреть их зубы. Для гарема султана отбирали девушек чрезвычайной красоты. Евнухи внимательно обследовали наложниц, удостоверяясь в отсутствии каких-либо дефектов. Самых лучших ждала роскошная жизнь в Серале.
Первым делом новая наложница должна была принять ислам. Затем она сразу же знакомилась с баней—местом для омовения и наведения красоты. Наложницы Сераля славились своей великолепной атласной кожей. В бане девушки распаривали, обтирал и массажировали друг друга целыми часами. Кожу красавицы натирали ароматными маслами и духами, а одежду пропитывали душистым дымом. Считалось пороком иметь какие-либо волосы на теле. Особенно неприличными считались волосы между ног.
Бани были огромными, что позволяло одновременно купаться сотням женщин. Султаны с удовольствием пользовались возможностью наслаждаться этим великолепным зрелищем. Султан Махмуд Первый придумал такую забаву: он прятался за тайным окном, пока его рабыни входили в воду в особых рубашках, сделанных по его повелению. Как только они оказывались в воде, рубашки с фальшивыми швами распадались. А султан Ибрагим Первый любил разбрасывать в воду бассейна жемчужины и рубины и наслаждался подсматриванием за тем, как девушки бросались за драгоценностями.
В течение двух лет вновь прибывшие проходили особое обучение под руководством главной рабыни. Девушек обучали правильному поведению, игре на музыкальных инструментах, танцам, искусству любви. Так, умелая танцовщица должна была радовать не только глаз хозяина, но и уметь доводить его до максимального эротического возбуждения и экстаза. За два года из робкой девочки-пленницы делали опытную женщину-соблазнительницу. В соответствии с персональными вкусами и эротическими запросами господина в наложнице развивали умение очаровывать, принимать сладострастные позы, поэтично говорить, петь, играть на музыкальных инструментах, но главное—обжигающе ласкать. Затем был экзамен, на котором девушка подносила. повелителю туфли и белье, наклоняла перед ним кувшин с ароматной водой, подавала его любимые напитки. От экзаменуемой требовалось знание всех пристрастий и прихотей своего господина, но главное, что она должна была ему продемонстрировать,— это абсолютная покорность. Только выдержав такой экзамен, она могла рассчитывать на султанское ложе. Выбранная для проведения ночи с господином, она сама должна была сбросить с себя рубашку, взойти на ложе со стороны ног и ждать его там, символизируя таким образом свое смирение перед хозяином.
Султан, будучи повелителем всех правоверных мусульман, обычно довольствовался всего одной женой (хотя любому его подданному было позволено иметь целых четырех). Это объяснялось слишком высокой ответственностью, лежавшей на султане как главе государства: ведь лишние жены—это лишние наследники престола, а значит лишние проблемы для страны. В семьях попроще, где количество жён достигало своего максимума, дамам приходилось соблюдать жесткие иерархические правила.Заправляла «департаментом жен» старшая жена (она же как правило, первая). Только с ее согласия мусульманин мог взять себе вторую и последующих жен, а зачастую она сама подбирала НУЖНУЮ кандидатуру. Все жили отдельно друг от друга, каждой из них полагались персональная спальня и баня, а также личный обслуживающий персонал из рабынь и евнухов. (Наложниц, независимо от их количества, , содержали в своего рода общежитии, где все они спали в одной комнате и пользовались общей баней. Присматривала за наложницами «старшая рабыня», она же руководила
процессами воспитания, обучения и сексуальной подготовки «кадров». Наложницы использовались почти исключительно для удовлетворения сексуальных потребностей хозяина и были лишены всяческих прав. Единственное, что могло изменить жизнь наложницы,— это возможность родить султану первенца.
По шариату, первый ребенок, независимо оттого, кто был его матерью, становился наследником хозяина гарема. Поэтому среди наложниц царила суровая конкурентная борьба за право ночи с господином: ведь, кроме физического удовольствия, эта ночь могла принести немыслимую удачу—сделать рабыню матерью наследника со всеми вытекающими приятными последствиями.
Разумеется, секс с самим султаном доставался женам и наложницам далеко не каждый день. Поэтому для того, чтобы прекрасные дамы не испытывали дискомфорта, их подсаживали на наркотики. Опиум и гашиш были постоянными спутниками и женщин, проводивших большую часть суток в сладких грезах. Недаром на всех старинных изображениях гарема обязательно присутствует кальян, а то и несколько. Впрочем, свободного времени в гареме было навалом, поэтому у девушек всегда находилась минутка-другая на нетрадиционный секс.
Часто случалось, что молодые красавицы при постоянном интимном контакте влюблялись друг в друга и ударялись в лесбийские отношения. Другим сексуальным «инструментом» был евнух. Всему Стамбулу было известно, что более изощренного любовника, чем евнух, в гареме султана не сыщешь. Ведь не имея возможности получить от секса непосредственное физическое удовольствие, евнух старался поизощреннее доставить такое удовольствие окружавшим его красоткам, выступая в роли своего рода неполноценной лесбиянки.
Слово «евнух» в переводе с греческого означает «хранитель спальни». Сексуальная нейтральность евнухов позволяла легально использовать их там, куда по мусульманскому закону не было доступа ни одному постороннему мужчине. Самыми надежными для работы в гареме считались «гладкие» евнухи, полностью лишенные всех органов воспроизводства и напоминавшие женщин не только внешностью, но и характером. К сожалению, таких евнухов было довольно мало, да и жили они недолго, редко достигая 30-летнего возраста. К другим евнухам в гаремах всегда относились с некоторым недоверием.
В конце XIX века под западноевропейским влиянием число гаремов стало сокращаться. Турецкие долгожители еще помнят, как закрывали Сераль и распускали его обитательниц. В Стамбул были вызваны родственники всех женщин гарема с тем, чтобы они разобрали бывших наложниц по домам. Со всех сторон в столицу прибывали крестьяне в простой и грубой одежде, чтобы увезти дочерей или сестер—элегантных дам дворца—в свои глухие деревни.
Но с закрытием гаремов их культура и эстетика не исчезли. Начало XX века характеризуется повышенным вниманием Запада к культуре Востока. Таинственный мир гаремов со всей их атрибутикой оказал в это время сильное влияние на европейское сознание. Восток и восточный образ жизни постепенно стали входить в моду. Парижские аристократы носили турецкие костюмы, гаремные штаны и шаровары. Женская мода начала прошлого века отражала убранство нарядов наложниц. Светские дамы как бы играли роли в сказке про Шахерезаду, появляясь в роскошных пижамах и переливающихся блестками восточных нарядах.
Пьесы, оперы и балеты в восточном стиле, посвященные гаремам, очаровывали зрителей. А одна из неотъемлемых составляющих гарема—кайф—прочно поселилась на Западе. Опиум и гашиш перекочевали в кабинеты западных писателей и художников, музыкантов и артистов. В это же время среди европейских людей искусства стало модным бывать на экзотическом Востоке, где они больше всего хотели попасть в настоящий гарем. Но никаких гаремов иностранным туристам, разумеется, не показывали. Все, что им было позволено увидеть, ограничивалось восточным базаром, турецкой баней и танцем живота. Тем не менее впечатления были такими сильными, что многие западные художники посвятили гаремной жизни немало своих картин, соединяя в них реально увиденное с собственными фантазиями.
Удивительно,но факт—христианская церковь, оказывается, не имеет ничего против многоженства, и церковный запрет на полигамию является не исконно христианским установлением, а всего лишь определенной культурной традицией. Считается, что многоженство в свое время запретила Римская Церковь для того, чтобы соответствовать тогдашним нормам греко-римской культуры, которые предписывали иметь одну законную жену, допуская в то же время институт наложниц и проституцию. Библия же сообщает, что царь Соломон имел 700 жен и 300 наложниц. У его отца царя Давида их тоже было предостаточно. В Ветхом Завете содержатся четкие указания о том, как следует распределять имущество мужчины между детьми от разных жен, а единственное ограничение, касающееся Библия сообщает, что царь Соломон имел 700 жен и 300 наложниц. У его отца царя Давида их тоже было предостаточно. многоженства, состоит в запрете брать в жены двух родных сестер. Примерно так же обстоят дела с Евангелием. Нигде в Новом Завете нет явного указания на то, что брак обязательно должен быть моногамным, или какого-либо предписания, однозначно запрещающего многоженство.
С большим сочувствием подходит к делу многоженства ислам. Верующему мужчине, согласно Корану, разрешено иметь не более четырех жен, причем первая жена может не согласиться с последующим выбором ее мужа. Внимание мужа должно быть поровну распределено между женами—это закон. В Коране говорится, что тем, кто не может заботиться обо всех своих женах одинаково, следует иметь одну. Рабынь же правоверный мусульманин мог покупать, сколько хотел,—были бы деньги и желание.
Наложницы должны были почитать своего господина как сверхчеловеческое существо и подчиняться ему абсолютно.
Сегодня действующие гаремы можно найти в Африке, где более чем в 20 странах многоженство разрешено законом. Более 40% всех замужних женщин, состоящих в полигамном браке, живут в пяти африканских странах. Пакистанские законы тоже разрешают мужчине иметь более одной избранницы. В Индии полигамия противоречит закону, но он здесь пока не может справиться с тысячелетними традициями многоженства.
Впрочем, полигамия существует и на цивилизованном Западе. Американский социолог Джозеф Скотт полагает, что не менее 5% мужского населения США тоже имеют опыт неофициального многоженства. Речь идет в первую очередь о мормонах, а также о небольшом количестве очень хорошо обеспеченных мужчин, которые могут себе позволить содержание персональных гаремов по образцу Р1ауВоу Мапзюп Хью Хефнера.
Любителям гарема сегодня остается два пути для осуществления своей мечты: следовать примеру того же Хефнера или принимать ислам и отправляться жить в мусульманскую страну, где действуют законы шариата. В обоих случаях надо быть весьма богатым человеком, ведь, например, согласно шариату в случае развода муж должен пожизненно содержать всех своих бывших жен...
Вообще гарем—дело очень хлопотное. Тем более что никто пока не отменил такую вещь, как теща. А ведь их число увеличивается в соответствии с ростом числа жен.