Наименование: мухомор красный (amanita muscaria)
Классификация по действию: делириант
Дозировка: чай из сушеных красных шкурок 40 грибов среднего размера -- перорально (внутрь)
Мухомор красный содержит вещества:
1. Иботеновая кислота (ibotenic acid) -- "alpha"-Amino-2,3-dihydro-2-oxo-5-oxazolea-cetic acid.
2. Мусцимол (muscimol) -- 5-(Aminomethyl)-3(2H)-isoxazolone.
3. Мусказон (muscazone) -- "alpha"-Amino-2,3-dihydro-2-oxo-5-oxazoleacetic acid.
4. Мускарин (muscarine) -- (2S,4R,5S)-(4-hydroxy-5-methyl-tetrahydrofuran-2-ylmethyl)-trimethyl-ammonium.
Гриб мухомор обладает сильным инсектицидным свойством (свойством убивать насекомых), отчего и получило свое название. Чаще всего мухомором пользуются для истребления мух и клопов. Мухи гибнут даже от малейших доз настоя гриба.
История мухомора красного:
Гриб мухомор как явление традиционной пищевой культуры естественно занял место в мифопоэтическом космосе потребляющих его народов. Коренные народы Сибири и Дальнего Востока -- чукчи, коряки, камчадалы, якуты, юкагиры и обские угры -- широко использовали мухоморы: употребление мухоморов для общения со сверхъестественными силами, для предсказания будущего, для установления причины недуга, а также просто для получения удовольствия во время празднеств, когда им угощали гостей -- было нормой. И конечно же, широко использовался мухомор для усиления способностей шаманов.
При помощи употребления мухоморов, люди легко входят в контакт с ними, обретают часть их мистической силы, иногда могут даже сами становиться (ощущать себя) грибами. Видимо, только у отдельных, скорее всего физиологически предрасположенных индивидуумов, одним из постоянных стимулов к приему мухоморов было именно стремление к контакту с миром духов, обретение новых мистических возможностей, дарованных духами природных стихий. Это явление широко распространено в Западной Сибири. Можно наблюдать две различные модели использования мухоморов: на северо-востоке -- профанная, где мухоморы могут пробовать практически все члены сообщества; в Западной Сибири — сакральная, где потребляют мухоморы только отдельные лица и строго ритуально.
Наркотическая галлюцинация для архаического сознания также реальна, как и любое другое явление и, несомненно, требует поименования и объяснения. Так, у чукчей гриб персонифицировался в духа -- мухомора, его представляли похожим на настоящий гриб -- без шеи и без ног, с цилиндрическим телом и большой головой, хотя он мог являться в самых разнообразных формах. Он передвигался, быстро вращаясь. Духи-мухоморы, по представлениям чукчей, очень сильны, они прорастают сквозь камни и деревья, разрывая и кроша их. Они связаны с нижним миром, во всяком случае зачастую они водят своих почитателей в страну, где живут мертвые.
В.Г. Богораз считал, что одурманивающие и возбуждающие свойства мухомора были открыты „туземцами Северо-Восточной Азии“. В 1787 году один из членов северо-восточной географической экспедиции наблюдал ее у ительменов: "вместо вина употребляют грибы красные, называемые мухоморами, с которых бывают пьяны или лучше сказать бешены до крайности, кой же не потчеваны мухомором, может, по неимению оных, те стараются пить урину от взбесившихся, и от того еще больше бешены, нежели первые".
В настоящее время сложился уже своеобразный научный миф о широчайшем использовании мухоморов в ритуально-обрядовой практике народов Сибири. Он особенно распространен среди западных историков и этнофармакологов (Wasson, 1968; Маккена, 1995; Джейсм, Торп, 1997). Причем, потребление мухоморов обязательно связывают с сибирским шаманизмом, находя многочис-ленные параллели шаманской психоделии в грибных церемониях древних и современных народов мира. Но так ли это на самом деле, были ли столь широко распространены в Сибири галлюциногенные грибы; сколь прочны связи между сибирским шаманизмом и психотропными свойствами мухоморов?
Впервые внимание к роли наркотических грибов, и в том числе мухоморов, в ритуально-обрядовой практике привлекли создатели этномикологии Гордон и Валентина Уоссоны. Они обнаружили множество примеров существования грибных культов в Америке и в древней Евразии, что позволило им даже разделить все народы мира на микофилов и микофобов. В своем совместном труде супруги выдвинули еще одну оригинальную гипотезу, согласно которой знаменитая сома ведов, готовилась на основе грибов с красной шляпкой и белыми пятнышками, то есть из мухоморов (Avanita muscaria). Наиболее полно последнюю идею развернул Г.Уоссон в своей книге "Сома: божественный гриб бессмертия", где даже указал возможное время и место происхождения традиции приготовления этого напитка -- Сибирь рубежа III - II веков до н.э., связав его появление в Индии с переселением ариев. Гипотеза Р.Г. Уоссона вызвала широкий резонанс. На нее откликнулись ведущие исследователи мифологии. Критикуя отдельные спорные положения, гипотезу в целом приняли, нимало не усомнившись в том, что мухомор чрезвычайно активно используется в шаманской практике народов Сибири. Т.Я. Елизаренкова и В.Н. Топоров даже развили эту мысль, связав представления о мухоморах с семантикой шаманского (мирового) дерева, и находя незамеченные Г.Уоссоном варианты подтверждения связи мухомора и сомы.
Идея о существовании в древности грибных церемоний почти параллельно появилась в Сибири у археологов -- исследователей первобытного искусства. В 1971 году Н.Н. Диков, опубликовал наскальные изображения Пегтымеля на Чукотке, датированных в пределах I в. до н.э. - I в. н.э., часть которых содержала "грибные" сюжеты: антропоморфные фигуры в грибовидных шляпах и предметы, похожие на грибы. Автор интерпретировал их как человеко-мухоморы и мухоморы, находя подтверждение существования специфических грибных церемоний древности, прежде всего, в этнографических параллелях из наркотических сеансов народов крайнего северо-востока Азии.
Мухомор красный в медицине:
Чаще в Западной Сибири свойства мухоморов использовали не для вступления в контакт с духами, а в реальной медицинской практике. Лечебный сеанс хантыйского исылта-ку (фокусника и лекаря) с применением мухомора достаточно подробно описал В.Н. Кулемзин. Вся процедура сводится к усыплению пациента, его длительному сну и пробуждению. Для погружения пациента в сон, исылта-ку приготавливается настойка мухомора - довольно сложное снадобье. Он размачивает в двух сосудах с теплой водой сухую пленку мухомора и сам гриб без пленки, при этом вода должна быть снеговой, а чашка деревянной, как в любой ритуальной практике нарушение заведенного порядка здесь недопустимо. Выпив снадобье, пациент должен спать в холодном помещении три дня. Сам врачеватель тоже принимает настойку мухомора, вместе с клиентом он должен отправиться к подземному богу Кали-Торуму, передать подарок и попросить, чтоб не забирал больного. У последнего от приема снадобья снижается кровяное давление, замедляется дыхание, то есть наступает очень тяжелая интоксикация, при неосторожности или превышении дозы наркотика может наступить паралич дыхательного центра и остановиться дыхание. Доза исылта-ку, по всей видимости, незначительна, поскольку он должен бодрствовать, следя за состоянием спящего, и вовремя вывести его из этого состояния. Мухомор лечение им - практика хантыйского исылта-ку семантически чрезвычайно сходна с действиями мексиканского мага дона Хуана по употреблению наркотического кактуса пейота, описанными Карлосом Кастанедой. Прямые связи здесь исключены, скорее речь может идти об универсальной объяснительной модели восприятия наркотических средств в архаических культурах. Сходные понятия о наркотических и галлюциногенных препаратах широко распространены у самых разных народов Африки, Америки и Океании.
При наружном применении обладает ярковыраженной противоопухолевой активностью.
Действие мухомора красного:
Плодовое тело гриба содержит ряд соединений: иботеновая кислота, мусцимол, мусказон, мускарин (крайне опасный яд). Мусцимол оказывается основным действующим веществом. После употребления, небольшое количество иботеновой кислоты декарбоксилизируется в мусцимол. Иботеновая кислота и ее метаболит -- мусцимол хорошо проникают через ГЭБ и действуют как психомиметики. Их относят к веществам галлюциногенной природы. Содержание мусказона в этих грибах незначительно и он не оказывает существенного влияния на организм.
Иботеновая кислота является неселективным агонистом глютаматных NMDA рецепторов, активация которых вызывает возбуждение нервных клеток и увеличение в них уровня Са2+. Иботеновая кислота также активирует метаботропные квусквалатные рецепторы, однако ее нейротоксичность связывают с действием именно на NMDA-рецепторы. Активация NMDA рецепторов приводит к выработке NO при помощи Са-зависимой нейрональной NO-синтазы, а выделение NO, в свою очередь, вызывает гибель клетки. Свойство иботеновой кислоты разрушать мозговую ткань и вызывать гибель нейронов в месте ее введения широко используется в экспериментах. В частности, показано, что иботеновая кислота может вызывать гибель дофаминэр-гических нейронов в стриатуме. Можно предполагать, что подавление глютаматной передачи в структурах головного мозга играет важную роль в возникновении психических нарушений при отравлениях этими грибами. Иботеновая кислота выводится из организма в течение первых 20-90 минут после орального введения. При поедании a.muscaria большинство симптомов проявляется через 60 минут, а интоксикация проявляется только через 5 часов после пика экскреции иботеновой кислоты. Это позволяет считать, что интоксикация обусловлена действием мусцимола, большая часть которого выделяется из организма в течение 6 часов.
Мусцимол, являясь агонистом ГАМК, активирует ГАМКА рецепторы и тем самым тормозит нейронную активность. Особенностью действия мусцимола и иботеновой кислоты является то, что они не удаляются из области рецептора при помощи системы активного захвата (active uptake system), имеющейся для ГАМК и глютамата. Считают, что иботеновая кислота и мусцимол могут влиять на содержание моноаминов норадреналина, серотонина (5-НТ) и дофамина в мозге в той же степени, что и ЛСД. Однако такое действие мусцимола, по-видимому, является не прямым, а, скорее всего опосредуется ГАМК-эргической системой мозга. При исследовании поведения и электроэнцефалограммы у животных и человека было показано, что иботеновая кислота действует сходным образом с мусцимолом, только в 10 раз слабее. Эффект от приема 7,5-10 мг мусцимола или 50-90 мг иботеновой кислоты проявлялся у добровольцев уже через 1 час после употребления и наблюдался в течение 3-4 часов с остаточными проявлениями в течение 10 часов, а у некоторых испытуемых и на следующий день. Действие этих веществ вызывает симптомы, отличающиеся от таковых при поедании самих грибов. Действие иботеновой кислоты (мусцимола) отличается большим разнообразием и может вызывать истерию, эйфорию, иллюзии, галлюцинации, а также сонливость, депрессию, атаксию, замешательство, ощущение большой силы или недостатка мышечной координации, конвульсии. Иногда при этом поражаются моторные системы, что напоминает длительный эпилептический припадок. Мухомор трип характеризуется отсутствием синдрома "похмелья" в отличие от приема алкоголя.
Субъективные эффекты заключается в том, что находящиеся вблизи предметы кажутся либо очень большими (макропсия) либо очень маленьким (микропсия). Приступы сильного возбуждения сменяются моментами глубокой депрессии. Мухомор красный, в отличие от других галлюциногенов, вызывает неестественно сильную физическую подвижность.
В.Г. Богораз подробно описал три стадии опьянения мухомором у чукчей, которые могли наступать по отдельности или последовательно в течение одного приема. На первой стадии (характерной для молодых) наступает приятное возбуждение, беспричинная шумная веселость, развивается ловкость и физическая сила. На второй стадии (часто у стариков) появляются галлюциногенные реакции, люди слышат голоса, видят духов, вся окружающая реальность для них приобретает иное измерение, предметы кажутся непомерно большими, но они все еще осознают себя и нормально реагируют на привычные бытовые явления, могут осмысленно отвечать на вопросы. Третья стадия -- самая тяжелая -- человек входит в состояние измененного сознания, он полностью теряет связь с окружающей реальностью, находится в иллюзорном мире духов и под властью их, но он долгое время активен, передвигается и говорит, после чего наступает тяжелый наркотических сон.
Описание потребления и произведенного наркотиком эффекта у хантов приводит И.Г. Георги: „Мухоморами упиваются и многие другие сибирские народы, а особливо, живущие около Нарыма остяки. После приему, становится сперва говорлив, а потом делается, из подоволи, так резов, что поет, скачет, восклицает, слагает любовныя, охотничья и богатырския песни, показывает необыкновенную силу, а после ничего не помнит. Проводя в таком состоянии от 12 до 16 часов, на последок засыпает; а как проснется, то от сильного напряжения сил, походит на прибитого, но в голове не чувствует такой тягости, когда вином напивается, а и после не бывает ему от того ни какого вреда“.
Действующие вещества мухомора почти не расщепляются в организме и выводятся из него в растворенном виде, поэтому моча остается практически столь же токсичной, как и сами грибы.
Опасность мухомора красного:
В состав мухомора красного входит мускарин -- он относится к чрезвычайно сильным ядам. Потребление человеком одновременно 0,005 грамм может вызвать самые тяжелые последствия, вплоть до летального исхода. Ядовитый мухомор, вренее его неправильное потребление вызывает мускариновый синдром: саливация (повышенное слюноотделение), потоотделе-ние, рвота, понос, брадикардия, лёгкое сужение зрачков. В тяжёлых случаях наступают коллапс, нарушения дыхания, отёк лёгких.
Т.Я. Елизаренковка и В.Н. Топоров считают, что через мухоморный транс происходит контакт с верхним миром, в связи с этим они весьма опасны и коварны, они требуют от человека постоянного почтения к себе и окружающей природе, заставляют выполнять все их приказания, грозя за неповиновение смертью, зачастую выкидывают злые шутки, показывают некоторые вещи в ложном виде. У обских угров также существовало представление о том, что в мухоморе пребывает особый дух. По сообщению М.В. Шатилова: мухомор сообщает человеку особое состояние, когда он все знает, кто у него украл что-нибудь, кто обманул его и т.д.
С.П. Крашенинников приводит несколько печальных примеров потребления мухоморов русскими: „Служивому Василию Пашкову, который часто в Верхнем Камчатском и в Большерецком на заказе бывал, велел мухомор у себя яйца роздавить, который, послушав его дни в три и умер. Обретающемуся при мне толмачю Михайлу Лепехину, которого не в знатье мухомором поили, велел он брюхо у себя перерезать…“.
Синтез (получение) мусцимола:
1. 4-Chloro-2-butanone (по-русски 4-хлорбутанон-2; в любом случае нумерация выбирается так, чтобы старшая группа (здесь -- кето) получила наименьшую цифру, т.е. обозначение 1-chloro-3-butanone, относясь к тому же соединению, составлено не по правилам IUPAC).
Ацетилхлорид (510 г, 6,50 моль) прибавляют в течение 20 минут к смеси AlCl3 (910 г, 6,82 моль) и CHCl3 (2л) при перемешивании и охлаждении льдом с солью. В конце прибавления температура поднимается до ~25°, и охлаждение продолжают, пока она не снизится до 0°. Далее в перемешиваемую смесь пробулькивают этилен с такой скоростью, чтобы он весь поглощался, причем внутреннюю температуру поддерживают между 5° и 10°, продолжают охлаждать льдом с солью. Газ начнет выходить из реакционного сосуда через ~2 часа и еще через 30 минут реакционную смесь выливают в смесь 1 л конц. HCl и 5 кг льда. Органический слой промывают разб. HCl, разб. NaHCO3 и водой, затем сушат и медленно упаривают, используя 25 см колонку Вигре. Перегонка остатка на той же колонке дает бета-хлоркетон в виде подвижной жидкости, т.кип. 47° (16 мм), n27D 1,4299 (лит. т.кип. 48° (15 мм)). Выход -- 421 г (3.95 моль), или 61%.
2. 1-нитро-3-бутанон.
100 г 1-хлоро-3-бутанона (JACS 75,5438(1953)) растворяют в 300 мл ДМФа, при охлаждение и перемешивание добавляют 77,5 г нитрита натрия. Смесь перемешивают 5 часов, а потом дают ей отстояться еще 12 часов. Далее добавляют 300 мл воды; экстрагируют эфиром, сушат, эфир отгоняют на вакууме, получая 50 г 1-нитро-3-бутанона (можно перегнать при 86/2).
3. 1-нитро-4-бромо-3-бутанон (I).
14,1 г 1-нитро-3-бутанона растворяют в 30 мл ледяной уксусной кислоты и нагревают до 35С. Медленно, при перемешивании, приливают раствор 5,3 брома в 10 мл ледянки. Растворитель отгоняют на вакууме. Остаток растворяют в эфире, промывают водой, потом раствором питьевой соды, потом снова водой. Сушат, эфир отгоняют на вакууме, получая 6 г 1-нитро-4-бромо-3-бутанона (I) (можно перегнать при 84/2).
4. 3-бромо-5-бромометил-изоксазол (II).
4,4 г (I) добавляют в 25 мл 48% HBr, и смесь рефлюксируют 3 часа. Далее добавляют 50 мл воды и продукт отгоняют с паром. Дистиллят нейтрализуют поташом, и продукт экстрагируют эфиром. Экстракт сушат, эфир отгоняют на вакууме, получая 5,6 г 3-бромо-5-бромометил-изоксазола (II) (можно перегнать при 128/20).
5. 3-бромо-5-аминометил-изоксазол (III).
К теплому раствору 5,2 г уротропина в 45 мл хлороформа добавляют смесь 8 г (II) и 10 мл хлороформа, и смесь оставляют на 4 часа при комнатной температуре. Продукт отфильтровывают, промывают хлороформом и сушат. 2,3 г полученного порошка растворяют в 10 мл концентрированной соляной кислоты и смесь выдерживают при комнатной температуре еще 2 часа. Далее добавляют 30 мл воды, щелочат гидроксидом натрия, и продукт экстрагируют эфиром. 3-бромо-5-аминометил-изоксазол (III) осаждают пропусканием сухого хлороводорода в эфирный экстракт. Тестируют на активность.
6. 3-метокси-5-аминометил-изоксазол (IV).
8,8 г (III) и 5,6 г гидроксида калия растворяют в 60 мл метанола, и раствор рефлюксируют 30 часов. Далее продукт растворяют в 100 мл воды и подкисляют разбавленной соляной кислотой. Растворитель отгоняют на вакууме, а остаток растворяют в теплом метаноле, чтобы получить 3-метокси-5-аминометил-изоксазол (IV). Тестируют на активность.
7. Мусцимол.
1г (IV) в 10 мл ледяной уксусной кислоты и 4,5 г HBr рефлюксируют 1 час. Растворитель отгоняют на вакууме, получая мусцимол.