Россияне стали меньше ездить на отдых в Европу. По некоторым направлениям показатели 2014 года в сравнении с 2013 годом снижаются на 20, а то и 40%. Такую тенденцию, которая была отмечена еще весной, эксперты в области туриндустрии объясняют двумя факторами. Во-первых, напряженная внешнеполитическая обстановка вокруг России в связи с украинским вопросом, из-за чего наши граждане опасаются как проблем с оформлением виз, так и негативных, русофобских настроений. Во-вторых, экономический кризис и падение рубля относительно курса евро. В результате туристы переориентируются с дорогих европейских направлений на более дешевые «долларовые». Европейцы же бьют тревогу: снижение турпотока из России для экономики западных государств - существенный удар, так как наши соотечественники в туристическом секторе многих стран в последние годы занимали лидирующее место.
Например, в Испании, по данным Российского союза туриндустрии, россияне оставляют на 47% больше денег, чем туристы из любой другой страны. В Венгрии российские граждане вышли на второе место после немцев по количеству ночей, проведенных в гостиницах (738 000). А потери Кипра в 2013 году из-за сокращения числа туристов из Великобритании, Германии и Греции полностью перекрыты за счет наших соотечественников. Италию в 2013 году посетили более миллиона россиян, из которых с целью туризма – 721 тысяча. Это на 15% больше, чем годом раньше. Расходы россиян составили 1,279 млрд. евро, из них траты туристов – 960 млн., прирост к 2012 году – 24%. Это один из самых высоких показателей среди всех рынков. Великобританию посещает более 220 000 туристов из России. За одну поездку иностранный турист в среднем оставляет 600 фунтов, россияне же – более 1000 фунтов. В Германии туристы из России заняли второе место по тратам на покупки, средняя сумма расходов составила 337 евро.
Сегодня Германия опасается, что российские туристы перестанут отдыхать на немецких курортах. Основную тревогу составляет то, что в Берлине большая часть магазинов на Курфюрстендам и Фридрихштрассе содержатся за счет российских клиентов, а многие магазины вообще принадлежат русским. Владельцы магазинов жалуются, что количество русских клиентов уже существенно снизилось. Традиционно русские туристы предпочитают небольшие курорты в Германии. На фоне таких городков численностью в 50 тыс. 19 тыс. российских туристов владеют почти 2 тыс. апартаментов класса люкс. Как сообщает Italia Oggi, русские составляют до 15% клиентов пятизвездочных отелей, а в ресторанах вина и шампанское по 1 тыс. евро за бутылку заказывают исключительно российские туристы.
Тем временем в целом у россиян все более популярным становятся внутренний отдых. Как следует из опроса ВЦИОМ, 15% опрошенных считают лучшим отдых на просторах нашей Родины. За год эта цифра выросла в 1,5 раза. Социологи ждут значительного увеличения турпотока и в Крым. Если в прошлом году на полуострове отдыхали 2% россиян, то в нынешнем отпускном сезоне «всесоюзную здравницу» намерены посетить 9% респондентов. Таким образом, в Крым собирается больше россиян, чем всех тех, кто планирует провести свой отпуск на зарубежных курортах – таковых 6%.
Желающих отдохнуть за рубежом значительно больше – 26%, но у большинства нет возможностей (прежде всего финансовых) реализовать свои желания. Поэтому почти половина россиян (46%) останется летом дома. Хотя за десять лет число «домоседов» значительно сократилось (с 61% в 2004 г).
Традиционно, каждый пятый россиянин (22%) планирует провести отпуск на даче. Еще 19% участников опроса выбирают Черноморское побережье Кавказа. Россияне, планирующие отправиться летом куда-либо, в среднем готовы потратить на поездку 30 651 рубль в расчете на члена семьи.
Однако пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина полагает, что о реальных цифрах говорить пока рано. Так как социология - не статистика. И ориентироваться приходится на показатели прошлого года. По ее данным, в 2013 году зарубежных поездок было совершено 18 млн 300 тысяч. А в Краснодарский край (это самое популярное из российских направлений) порядка 11-12 млн.
«Основные предпочтения россиян в 2014 году существенно не изменились. В рейтинге популярности как и в предыдущие годы лидирует Турция. Египет и Китай традиционно делят второе и третье место. В последнее время Египет периодически уступал Китаю, но сейчас Китай «падает». А Египет почти восстановил свои показатели. Ничего ближе, теплее и доступнее по деньгам еще ничего не придумали», - констатирует Тюрина и отмечает, что европейцы обеспокоены снижением спроса.
«К нам обращаются европейские тур-представительства с вопросами, поедут ли к нам российские туристы и говорят, что мы их ждем. А россияне переживают, будут ли им выдавать визы, так как тема санкций, которую постоянно обсуждают в СМИ, многих сбивает с толку, - продолжает Ирина Тюрина. - Но все эти санкций не имеют отношения к обычным туристам. Из-за политической ситуации в целом люди не уверенны4 и Европа «провисает». В итоге некоторые европейские тур-операторы идут на беспрецедентный демпинг. Есть катастрофические примеры. Например в14 начале месяца в Римини продавались поездки на 4 дня и 3 ночи на 22 июня за 4 тыс. 73 рубля на двоих. Туропреаторы1 утверждают, что продают остатки и пытаются вернуть хоть что-то. При этом себестоимость одного билета «Москва- Римини» составляет 250-270 евро. А тут – 72 евро на человека. Получается не бизнес, а благотворительность. Так и обанкротится1 не долго».
Аналогичные предложения сегодня можно найти и по испанской Каталонии - 40 евро на 3 дня. Владельцы местных гостиниц и туроператоры оценивают падение турпотока из России на уровне 20% по сравнению с прошлогодними показателями. Если в 2013 году в летние месяцы аэропорт Барселоны еженедельно принимал 260 рейсов из России, то в этом году, по мнению работников местной туриндустрии, их число не превысит 200 в неделю.
Подтверждает эти данные и Ивор Вукелик, директор по маркетингу и продажам TUI Russia & CIS:
«Текущий летний сезон, безусловно, сильно отличается от предыдущего. Раннее бронирование сработало позднее, в период валютных скачков мы наблюдали спад продаж. Чувствуется, что туристы стали экономить: снизилась средняя стоимость тура, клиенты переориентируются с европейских направлений на более выгодные долларовые - в частности, Турцию, Египет. Огромной популярностью в этом году пользуется отдых по системе All inclusive. В европейских странах этот формат встречается нечасто, но те отели, которые все-таки предлагают систему все включено, также показывают хорошие продажи. К тому же, ситуация нестабильная и меняется от месяца к месяцу. В любом случае1 делать какие-то выводы о сезоне можно будет только через два месяца, когда мы посмотрим на реальную картину продаж».
Как отмечают эксперты, из-за негативного влияния санкционной политики очень уязвимым оказался сегмент образовательного туризма. Многие родители решили повременить с отправкой детей на летние языковые курсы в зарубежные страны. Причина все та же - боязнь плохого отношения к своим чадам на «враждебной» территории. Кроме того1 есть опасения получить отказ и штампа в паспорте. Отказы от ранее купленных путевок пока не приобрели массового характера1. Однако1 общая востребованность летних образовательных программ за рубежом в этом году заметно снизилась. В разных компания1 падение спроса оценивают на уровне от 20% до 50% по сравнению с прошлым годом.
В первую очередь страдает спрос на языковые программы для школьников до 16 лет продолжительностью 4-6 недель. Среди стран наибольшие потери несут языковые курсы США, а также Великобритании, Канады и Австралии. Тем не менее, визы россиянам консульства этих стран выдают без каких-либо затруднений. А туроператоры не припомнят, чтобы похожая ситуация со спросом на образовательные туры была в предыдущие годы. Совсем иная ситуация сейчас.
Андрей Кузнецов, президент ГК «Южный Крест» тоже настроен пессимистично. «Мы вступили в эпоху холодной войны. Украина будет периодически выбрасывать негатив, на это будет реагировать Россия, а на нее – Евросоюз и США. Все это будет влиять на курс рубля и соответственно1 – на покупательский спрос. Поэтому мы никакого роста роста объемов не планируем, сейчас главный принцип в бизнесе – осторожность».
Несмотря на это1 многие европейские страны крайне заинтересованы в том, чтобы россияне продолжали путешествовать и приносить деньги в их казну. В этой ситуации зарубежные консульства делают все, чтобы не создавать проблем с оформлением виз, и все чаще выдают многократные. Например, испанцы выдают больше визовых разрешений сроком на один и два года. Другие иностранные диппредставительства тоже не раз заявляли, что россиянам, собирающимся в заграничную поездку, опасаться санкций не надо.
Благоприятную визовую политику по отношению к России осуществляет и Италия. С 2009 по 2013 год число выданных виз выросло с 300 до более чем 750 тысяч. В России выдается треть от всех итальянских виз, оформленных иностранных гражданам. С 2009 по 2013 год число российских туристов, приезжающих в Италию, удвоилось и продолжает увеличиваться. Посольство Италии в России будет и дальше упрощать процесс выдачи виз. В первую очередь речь идет о выдаче россиянам долгосрочных виз, действующих от двух до пяти лет. По прогнозам, доля многократных виз сроком действия до пяти лет вырастет в 2014 году до 50-60%. Решение дополнительно упростить визовую процедуру для россиян связано также с тем, что 2014 год объявлен годом перекрестного туризма Италии и России. Кроме того во многих итальянских отелях набирают русскоговорящий персонал.
Тем временем на фоне основных стран есть и в Европе растущие направления. По информации RATA-news, сегодня «растет» Венгрия. Количество поисковых запросов по ней выросло на 163% по сравнению с 2013 годом. Следом за ней по росту популярности следуют Бразилия (114%) и Южная Корея (86%). Венгрия пока не вошла в десятку приоритетных направлений, однако столь значительное увеличение говорит о стабильном спросе россиян на страну. Ключевой причиной стабильного интереса россиян эксперты называет специфику венгерского туристического рынка, где лидируют лечебные туры. На этом направлении много возвратных клиентов, которые приезжают подлечиться. К примеру, на озеро Хевиз ездят из года в год.
В мае отдельным тур-операторам удалось достичь хороших показателей по «долларовым» ОАЭ и Турции. Удалось закрыться и по дальнемагистральным направлениям – Доминикане, Мексике, Таиланду, Сейшелам, Мальдивам: спрос на них традиционно устойчивый, а количество майской перевозки сократилось вдвое. Рост продемонстрировали морские круизы, хорошо продавшиеся по акции раннего бронирования, особенно со стартом из Испании и Италии, а также фьорды с выходом из Санкт-Петербурга.
В числе направлений, которые вышли в плюс, оказались и бывшие советские республики – Армения, Грузия, Узбекистан и Азербайджан. Популярность «маевок» здесь в этом году резко выросла. Можно предложить2, что эти страны приняли на себя часть тех туристов, которые решили отказаться от посещения Европы из-за высокого курса евро. Например, на отдых в Киргизию только за минувшие майские праздники отправились столько же человек, сколько обычно едет в течение всего года. Также отмечается возросшая популярность Израиля, чьи козыри - отсутствие виз и долларовый расчет стоимости путевок.
При этом Сочи и Крым, к сожалению, обладают существенными недостатками и значительно уступают заграничным курортам.
«Сочи и Крым не конкурентны ни по сервису, ни по уровню отелей и развлекательных программ. Но прежде всего по цене. Например, в Екатеринбурге идет конкуренция не между стоимостью отдыха в Сочи и Турции, а между стоимостью перелета в Сочи и обратно и стоимость полного отдыха в Турции, - говорит Тюрина. - Да, изначально спрос на Сочи увеличился на волне интереса к Олимпиаде. Но затем просел из-за Крыма».
Согласен с такими оценками и руководитель комитета по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров России Илья Уманский. Он отмечает, что намерения российских туристов отправиться в Крым могут так и остаться намерениями. Отдых на полуострове может оказаться недоступным. Так как железной дорогой через Украину ехать опасно, на машине - долго. А на самолете очень дорого. Билеты из Москвы и обратно стоят от 14 до 20 тыс. рублей. Из Санкт-Петрбурга еще больше - 15 тыс. в одну сторону. А обещанные дешевые билеты быстро «улетают». В результате стоимость дороги перекрывает стоимость отдыха.