Статуи, внушающие ужас
Человечество воздвигает статуи для будущих поколений. Это способ запомнить тех, кто внёс неоценимый вклад в развитие общества, это необходимость увековечить память о каком-либо событии, а иногда и возможность напомнить проходящим мимо людям о том, что жизнь заканчивается одинаково для всех.
Блюцифер
Блюцифер ужасен, и это усугубляется ещё и его месторасположением — недалеко от аэропорта Денвера. На самом деле Блюцифер не настоящее название статуи; это всего лишь одно из немногих «нежных» прозвищ, которые дали ему жители города. Среди них — «Синий жеребец смерти» и «Конь сатаны». Оригинальное название статуи — «Синий мустанг», но достаточно посмотреть на статую, чтобы понять, откуда взялись ее прозвища. В теории это вставшая на дыбы фыркающая анатомически правильная лошадь. Но, глядя в ее горящие красные глаза, понимаешь, что это конь сатаны.
НЕУДИВИТЕЛЬНО, ЧТО МНОГИЕ ЖИТЕЛИ ДЕНВЕРА НЕ ЛЮБЯТ ЭТУ СТАТУЮ. Даже своему создателю она принесла одни несчастья. Луис Джименес работал на почти 10-метровой высоте над 4100-килограммовой статуей, когда она убила его. На скульптора упал фрагмент статуи.
БОЛЕЕ ТОГО, СТОРОННИКИ ТЕОРИИ ЗАГОВОРА СЧИТАЮТ ЭТУ ЛОШАДЬ СВОЕОБРАЗНЫМ СИМВОЛОМ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИМ ИХ ТЕОРИЮ. Они убеждены, что международный аэропорт Денвера на самом деле является секретной базой, с которой будет дан сигнал к началу перестройки общества. Когда при строительстве аэропорта выяснилось, что бюджет был превышен, а само строительство затянулось на несколько лет дольше, чем планировалось, появились слухи, что дополнительные время и деньги нужны были для постройки огромного подземного бункера, где будет скрываться правительство и откуда оно сможет вести свою деятельность после наступления конца света. Теперь некоторые думают, что конь — явное доказательство этого, так как он несомненно изображает одного из коней Апокалипсиса из Книги откровений.
Кетцалькоатль в Сан-Хосе
Кетцалькоатль — древний бог ацтеков, который был частично змеем, частично птицей, а в целом — огненным драконом. Он — глава ацтекского пантеона богов.
В 1992 ГОДУ СКУЛЬПТОРА РОБЕРТА ГРЭМА ПОПРОСИЛИ СОЗДАТЬ СТАТУЮ, которая будет не только главной художественной достопримечательностью города, но и окажет уважение испаноязычным семьям, считающим этот город родным, а также будет напоминать о людях, которые основали его и жили на этой земле. Так был создан Кетцалькоатль.
Мы не знаем, что имело большее значение — амбиции скульптора или $ 500 000, которые он получил от города. Первоначально Грэм планировал огромную бронзовую статую, но затем эти планы трансформировались в нечто другое.
Когда городской совет по искусству утвердил новый дизайн статуи, никто не был посвящен в эти планы. Ранее Грэму уже приходилось сталкиваться с недовольством заказчиков, поэтому до самого открытия скульптура была недоступна для обозрения.
ПОСЛЕ ОТКРЫТИЯ СТАТУИ люди начали ставить своих маленьких собак на верхнюю часть статуи, вследствие чего появилось множество достаточно забавных фотографий.
Но когда эти развлечения надоели, люди поняли, что статуя явно неудачна, так как она оскорбляла чувства некоторых групп населения. Многие не хотели, чтобы часть их культурного и духовного наследия вспоминалась вообще, так как Кетцалькоатль был одним из богов, которые якобы учили искусству удаления еще бьющегося сердца из тела жертвы.
Сотни людей выступили в знак протеста против памятника, открыв тем самым одну из худших страниц в истории Сан-Хосе. Это была уже вторая попытка по созданию главной культурной достопримечательности, которая с треском провалилась. Первой попыткой было открытие статуи полководца 19-го века, который захватил Сан-Хосе и вывел эту территорию из-под контроля Мексики.
Пражские безликие младенцы
Прага — странное место. В ней есть телебашня Жижков, 216-метровый кошмар для глаза, самое высокое здание в стране. Оно получило множество наград как наилучшее строение, но также занимает второе место в списке самых уродливых зданий в Чехии.
ВМЕСТО ТОГО ЧТОБЫ ПРОСТО СМИРИТЬСЯ СО ЗВАНИЕМ «УРОДЛИВОГО ЗДАНИЯ», город попытался сделать его более привлекательным. Очевидно, в Праге это означает добавить нечто, что заставило бы смотрящих пережить множество ночных кошмаров.
В 2000 ГОДУ В РАЗНЫХ МЕСТАХ БАШНИ ПОЯВИЛИСЬ 10 ГИГАНТСКИХ БЕЗЛИКИХ ДЕТЕЙ, ползающих по ней вверх и вниз. Это работа одного из самых жутких и самых спорных художников города — Давида Черного. Огромные младенцы из стекловолокна также появились и в парке Кампа.
В ПАРКЕ КАМПА РАЗМЕЩЕНЫ ЕЩЕ ТРИ РЕБЁНКА, и они, возможно, вызывают еще больше ужаса (если это, конечно, возможно). Посетители парка могут видеть, что эти небольшие малыши, сделанные из бронзы вместо стекловолокна, не совсем лишены лиц, хотя у них действительно странные деформированные головы. Исчезли ли их лица или были всосаны внутрь? В действительности, мы бы предпочли не знать об этом.
Мать-девственница и Истина
Как и многие другие художники, Дэмьен Херст тоже довольно неоднозначный персонаж. Но это не единственная причина, по которой он спорен. Его статуи Матери-девственницы и Истины не оставляют прохожим абсолютно никакого выбора, кроме как осмотреть их и ужаснуться
Мать-девственница
И ИСТИНА, И МАТЬ-ДЕВСТВЕННИЦА ОГРОМНЫХ РАЗМЕРОВ И ОБЕ БЕРЕМЕННЫ. Это можно утверждать потому, что с них частично «сняли кожу», чтобы выставить напоказ всё что есть внутри — от мышечных тканей до нерожденного плода. Высота Матери-девственницы составляет 10 метров и весит 13 тонн. В 2014 году ее приобрел магнат из Манхэттена, занимающийся недвижимостью, соседи которого вскоре начали с ним войну.
Истина
А ИСТИНА, ВЫПОЛНЕННАЯ ПОЧТИ В ТАКОМ ЖЕ СТИЛЕ «БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ СО СНЯТОЙ КОЖЕЙ», ЕЩЕ БОЛЬШЕ. Она более 20 метров в высоту, держит над головой меч и смотрит на Северный Девон. По словам Херста, она находится в долгосрочной аренде, но понятно, что многие жители английского приморского города испытывают некоторое волнение. Хотя одни называют статую великолепной туристической достопримечательностью, другие думают, что она выглядит слегка в стиле Ганнибала Лектора.
ИСТИНА БЫЛА УСТАНОВЛЕНА В ПОРТУ ПО ПРОГРАММЕ ПРОКАТА НА СРОК 20 ЛЕТ. Хотя это было сделано не совсем уж из добросердечия художника — у Херста поблизости находится дом, а также ресторан, выходящий на эту чудовищную статую. С момента установки статуи ресторан постоянно заполнен посетителями.
Безголовая статуя
За почтовым отделением города Легаспи на Филиппинах открывается довольно пугающее зрелище: памятник в виде стоящей на коленях безголовой фигуры. Ее поза подразумевает, что лезвие опустилось всего лишь секунду назад. По поводу статуи больше вопросов, чем ответов.
ОДНА ИЗ ОФИЦИАЛЬНЫХ ВЕРСИЙ ГЛАСИТ, ЧТО СТАТУЯ — ЭТО МЕМОРИАЛ ГЕРОЯМ ВОЙНЫ НАРОДА БИКОЛ, которые погибли во время Второй мировой. Есть другая статуя (менее жуткая), которая расположена в городе Нага и установлена в память мучеников бикола, чьи казни стали толчком для поддержки местными жителями филиппинской революции.
СОГЛАСНО МЕСТНЫМ ЛЕГЕНДАМ 22 ноября 1945 года рабочие обнаружили обезглавленное тело, похороненное в песке Залива Элбей в Сабанге. Так как его униформа была практически в отличном состоянии, решили, что в песке он находился недолгое время. Но голову так и не нашли. Благотворитель одного из колледжей города хотел сохранить память о человеке и поручил возвести статую, но только после того, как тело пронесли во время парада через весь город.
НАСКОЛЬКО ЭТО ПРАВДА, МЫ НЕ ЗНАЕМ. Не осталось никаких документов, по которым можно было бы проследить историю обезглавленного тела или поручение об установке статуи, хотя довольно многие люди утверждают, что помнят произошедшее. Местные историки понятия не имеют о том, какой была реальная история, не знает этого и Национальный институт истории страны.
Плащ совести
Плащ совести — скульптура, наводящая ужас, но в то же время странно красивая. У нее есть разные версии, которые непрерывно появляются по всей Европе в ходе работы художницы Анны Хроми.
ФИГУРА В ПЛАЩЕ С ОПУЩЕННЫМИ ВНИЗ ГЛАЗАМИ И ПОНИКШИМИ ПЛЕЧАМИ впервые появилась на фоне картины, которую она нарисовала в 1980 году. Тогда даже не предполагалось, что это будет изображением реальной фигуры. Фигура была пустой и показывала, что от старой женщины не осталось ничего, кроме лохмотьев плаща.
Эта тема появилась снова, когда Анна впервые обратилась к скульптуре. На сей раз идея воплотилась в форме пустого плаща, который должен был символизировать дорогу, по которой мы все идем в жизни, — дорогу, образ которой придает наша совесть.
РЕАКЦИЯ НА СТАТУЮ БЫЛА ОШЕЛОМЛЯЮЩЕЙ, И ХУДОЖНИЦА РЕШИЛА СОЗДАТЬ ДРУГИЕ ЕЕ ВЕРСИИ. Она сотворила небольшое количество скульптур пустого плаща относительно нормальных размеров, прежде чем создала своё главное изваяние.
Даже у мрамора, использованного для создания скульптуры, есть своя история. Его добывали из того же самого карьера, откуда поставляли мрамор для работ Микеланджело. Этот карьер — единственный в мире, где все еще можно получить достаточно большие куски мрамора, и тот, что требовался Хроми для ее таинственной и зловещей скульптуры, весил 200 тонн. Он был таким огромным, что большая часть начального этапа работы проходила в карьере.
Уменьшенные версии Плаща были установлены в разных местах по всей Европе: от Рима до Монако и Праги.
Парк безголовых статуй Уикхэма
Этот парк, расположенный вдоль сельской дороги близ Пальмиры, штат Теннесси, представляет собой жуткую коллекцию статуй. Они не всегда были такими пугающими, и никогда даже не предполагалось, что они станут такими.
ПОСЛЕ СМЕРТИ ИХ СОЗДАТЕЛЯ ЕНОХА ТАННЕРА УИКХЭМА статуи стали жертвой не только погоды в Теннесси, но и вандализма. Более двух десятков лет табачный фермер старательно создавал свои статуи. Выйдя на пенсию, он таким образом выражал свою любовь к искусству и скульптуре.
Он создал статуи птиц и волов, нескольких мужчин, сидящих верхом, и групп людей. Есть также фигуры Текумсе, Эндрю Джексона и Дэниела Буна, стоящего рядом с быком, а так же статуя Сидящего быка. Но после смерти Уикхэма в 1970 году с его скульптурами начали происходить плохие вещи, что в итоге привело к тому, что они стали похожи на нечто из коллекции фильма ужасов в захолустье Глубокого Юга.
НИ ОДНОЙ ИЗ НИХ НЕ УДАЛОСЬ СОХРАНИТЬ ГОЛОВУ, а у большинства еще и отсутствуют конечности. Они пробиты пулями, протаранены или сбиты грузовиками, а некоторые вообще разбиты и сброшены с постаментов. Эти постаменты, на которых когда-то были подписаны названия статуй и короткие стихи о их значимости для страны, также оказались уничтожены.
Результат не только жуткий, он ещё и печален. Были предприняты попытки спасти некоторые из этих произведений искусства, и часть из них переместили в другое место и оградили проволокой для защиты от вандалов. Это довольно трагический итог работы человека, который был скульптором только из-за любви к этому делу.
Движущаяся статуя Неб-Сану
Эта древнеегипетская статуэтка Неб-Сану находится за стеклом в музее Манчестера в Англии и очень похожа на типичную египетскую статуэтку. Она небольшого размера, всего около 25 см в высоту. Но с ней происходит нечто непонятное: статуэтка стала перемещаться внутри закрытой витрины.
Какое-то время никто не замечал, что её положение в течение дня меняется. Смотрители музея заметили это, по-видимому, совершенно случайно и установили камеру, чтобы проследить за статуэткой. И при просмотре записи в замедленном режиме действительно видно, что она перемещается в течение дня.
ИЗНАЧАЛЬНО СТАТУЭТКА, КОТОРОЙ ОКОЛО 4000 ЛЕТ, БЫЛА ПОДНОШЕНИЕМ ОСИРИСУ. Она находилась в коллекции музея в течение 80 лет, и никаких странностей за ней не замечалось, но ее передвижение породило множество теорий. Некоторые предположили, что на самом деле статуэтка была обиталищем духа человека, которого она представляла, в то время как другая теория допускала, что статуэтка, разворачивающаяся ровно на 180 градусов, делала это, чтобы продемонстрировать зрителям надпись на своей спине, которая давала инструкции для подношения Осирису «хлеба, пива, быков и птиц».
РЕАЛЬНОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ БЫЛО КУДА БОЛЕЕ ПРИЗЕМЛЕННЫМ И СОВСЕМ НЕИНТЕРЕСНЫМ. Физик Брайан Кокс разобрался в этой тайне и доказал, что статуэтка вращается без чьей-либо помощи под действием незначительных колебаний, создающих трение между нею и стеклянной полкой.
Святой Вацлав на лошади
Святого Вацлава создал тот же самый скульптор, что сотворил и гигантских безликих ползающих детей. Для справки: святой Вацлав — покровитель Чехии, и другая его статуя (намного более величественная и менее ужасная) установлена на Вацлавской площади в Праге. Да и сидит он там на совершенно нормальном коне.
СВЯТОЙ ВАЦЛАВ ДАВИДА ЧЕРНОГО ВОССЕДАЕТ НЕ ПРОСТО НА МЕРТВОЙ ЛОШАДИ, но на лошади, подвешенной вверх ногами. У нее вялое тело, безжизненно болтающаяся голова и высунутый язык.
Когда статую установили в противоположном конце Вацлавской площади, мертвая лошадь составила еще более причудливый контраст с гордой фигурой святого, который сидел на ней. Лицо этой статуи Вацлава имело поразительное сходство с тогдашним президентом Вацлавом Клаусом, и это не осталось незамеченным.
ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЯТОГО НЕ ПРОСТО КОЩУНСТВЕННО. Его интерпретировали как нечто абсолютно революционное. Нормальная вертикальная статуя святого в другом конце площади уже долгое время была центральным местом города, где собирались жители. Именно там они праздновали победы и собирались в тяжелые времена. Надпись на памятнике была напоминанием о их силе и призывом к стойкости, что делает статую другого Вацлава с его жуткой мертвой лошадью еще более тревожащей.
В фольклоре также есть интересное замечание о Святом Вацлаве. Считается, что, по аналогии с английским королем Артуром, Вацлав и его витязи просто спят и ждут того часа, когда понадобятся своей стране, и тогда они вновь оседлают своих коней.
Ван Саен Сук: буддистский ад
Буддистская традиция более всего известна своей идеей перерождения. Получить еще один шанс преуспеть в жизни — невероятно привлекательная идея. Менее привлекательна мысль о том, что прежде чем получить новое тело, придется подождать некоторое время. Когда человек умирает, его действия оцениваются и взвешиваются. Если плохое перевешивает хорошее, то душа отправляется прямиком в ад, чтобы расплатиться за злые дела, прежде чем ей дадут другое тело. Очень злая душа может провести тысячи жизней в ожидании в буддистском аду, расплачиваясь за совершённые ею злодеяния. Так что если вы когда-либо интересовались, как выглядит Нарака, буддистский ад, посетите Ван Саен Сук.
ДВЕ СТАТУИ, КОТОРЫЕ ПРИВЕТСТВУЮТ ВАС ПРИ ВХОДЕ (если слово «приветствие» тут уместно), — это души умерших мужчины и женщины, «прета». Они выглядят довольно пугающей парой, которые бродят по Земле, испытывая постоянные жажду и голод. Как и в случае со множеством типов духов и потусторонних существ, существуют различные трактования, живет ли прета отдельно от духа, который расплачивается за свои мирские грехи. Некоторые прета могут питаться только рвотой и гноем, у других же в качестве наказания настолько узкое горло, что они постоянно чувствуют удушье и поэтому не могут ни есть, ни пить, ни дышать. Некоторые прета огромных размеров, они постоянно рыдают, горят или перемещаются ветром.
И БУДТО ЭТОГО НЕДОСТАТОЧНО ДЛЯ УСТРАШЕНИЯ ГРЕШНИКОВ, существует целая площадка со статуями, которые ничего не оставляют на долю воображения и демонстрируют посетителям, что с ними произойдет, если они сойдут с пути добра и света. Некоторые люди распилены пополам или сдавлены тисками, в то время как другие обречены блуждать, истекая кровью из-за оставленного в их телах оружия. Людей грызут хищники, а птицы поедают их внутренности.
ВСЕ ЭТО ДОСТАТОЧНО УЖАСНО, но есть ещё специальное место, которое зарезервировано для особого вида грешников: тех, кто применял физическое насилие по отношению к собственным родителям или монахам. В аду для них уготовлена специальная яма, и они не смогут выбраться оттуда до тех пор, пока не родится новый Будда.