Форумочек

Объявление

Уважаемые пользователи, обратите внимание на раздел новости форума!

Наш форум переехал сюда https://forumochek.ru/

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форумочек » Религия » Растения в религиях народов мира>>Растения-символы


Растения в религиях народов мира>>Растения-символы

Сообщений 1 страница 18 из 18

1

ЛОТОС СЕРДЦА

http://svati.narod.ru/vlotos.htm

(символика лотоса)

Лотос — один из символов, имеющих мировое значение и важность и обладающий невероятной философской глубиной и традицией преемственности. Его можно приравнять к таким всемирным символам как мировое яйцо, крест, мировое древо, круг, змий, солнце, ось мира, гора, конь, лебедь, крокодил, павлин и т.д.

Нет ни одной религии, ни одного космогонического учения, где лотос не выступал бы в качестве одного из основных символов творения. В первую очередь, он есть творящая сила Природы во всех ее аспектах, как в грубоматериальном, так и в духовном, тончайшем проявлении. В Древнем Египте он связывается со многими божествами и символами. Подобно Нилу, по берегам которого он растет, он возрождает каждую весну буйную силу растительного царства, олицетворяя плодородие Земли и связывая его при этом с источником жизни и воскресения — солнцем.

Пожалуй, важнейшая идея, выраженная символом лотоса, — это идея особого универсального принципа, управляющего миром и развивающейся в нем жизнью. Космический Лотос выступает как образ творения, возникновения мира из космических вод или пустоты.

Символ лотоса как символ Благой Вести Высшего мира, проявляющийся именно через женщин. Так в христианской религии, в каждом изображении Благовещения, Архангел Гавриил является Деве Марии, держа в руке ветку лилий, сохраняющих символизм лотоса и посвященных Деве Марии. В буддизме возникновение лотоса также трактуется как благовещение о рождении Будды, изображения которого имеют лотосовый знак на стопе.

Эта же идея отражена в первой главе Книги Бытия, в главе о сотворении Мира Элохимами: "И рек Господь — да произведет Земля... дерево, дающее плод своего рода, семя которого в нем самом" (Исход, гл. 1, ст. II). Общеизвестно, что в ботаническом строении семя лотоса в своем эмбриональном, зачаточном состоянии содержит миниатюрный прообраз будущего цветка (включая сформировавшиеся листья, сам вид растения и т.д.), что символизирует существование духовных прототипов (или архетипов, по Юнгу) всех материальных, земных вещей и явлений. Лотос поэтому также связан и с символом мирового древа, и его появление (например, в буддизме) указывает на начало новой космической эры. Кроме того, лотос указывает место для священного дерева Будды. Буддийский рай нередко изображался как место, где люди, подобно богам, рождаются на цветке лотоса. В Древней Греции определенное мифопоэтическое значение играло лотосовое дерево (киренейский лотос, дерево ююба). В греческой традиции известен миф о нимфе Лотис (Лотиде), которая, спасаясь от преследовавшего ее Приапа, превратилась в лотосовое дерево; в лотосовое дерево была превращена и нимфа Дриопа, повредившая дерево, в которое превратилась Лотис (Овидий "Метаморфозы"). В мусульманской мифологии лотосовое дерево помещается на седьмом небе справа от трона Аллаха, отражая таким образом присущий символу мирового древа принцип иерархии.

одно из прекраснейших водных растений на нашей планете - это, конечно, лотос, “нимфа нелюмбо”, блистательная красавица, для которой в водах всего света нет соперниц, законная владычица всех цветов, которые перед ней то же, что мерцающие звезды перед луной в полном сиянии”. Такие слова написал в Вестнике естественных наук за 1856 год ботаник С. И. Гремяченский о лотосе-священном растении у представителей самых разных религий в странах Центральной и Юго-Восточной Азии.

Следует заметить, что священный лотос древних египтян, из которого был рожден бог Ра и который служил троном для Исиды и Осириса, - растение другое, это знаменитая нильская кувшинка (Nymphaea lotos).

Священное растение Востока - многие века лотосу на Востоке поклонялись, он занимал почетное место в религиозных обрядах, преданиях и легендах, об этом свидетельствуют многочисленные памятники письменности, архитектуры и искусства. Мифопоэтическая традиция Древней Индии представляла нашу землю как гигантский лотос, распустившийся на поверхности вод, а рай - как огромное озеро, поросшее прекрасными розовыми лотосами, где обитают праведные, чистые души. Белый лотос - непременный атрибут божественной власти. Поэтому многие боги Индии традиционно изображались стоящими или сидящими на лотосе или с цветком лотоса в руке. На лотосе восседает Будда и покоится Брахма. Вишну-демиург вселенной держит в одной из четырех рук лотос. “Лотосовые богини” изображаются с цветком лотоса в волосах. Обильный дождь из лотосов полил с неба в момент рождения Будды, и всюду, где только ступала нога божественного новорожденного, вырастал огромный лотос.

В Китае лотос почитался как священное растение еще до распространения буддизма. Так, одна из восьми бессмертных, добродетельная дева Хэ Синь-гу изображалась держащей в руках “цветок открытой сердечности” - лотос. В китайской живописи была широко распространена тема “западного рая” - лотосового озера. Каждый лотос, растущий на этом озере, соответствует душе умершего человека. В зависимости от добродетельности или греховности земной жизни человека цветы лотоса либо расцветают, либо вянут.

Отредактировано Паладин (24-11-2010 07:03)

0

2

Голубой лотос из Ямайки мощный галициноген. Сцуко, в феврале запретили в России. http://www.kolobok.us/smiles/standart/smoke.gif

Подпись автора

Пришёл, увидел, нафлудил.
Ценишь шутку юмора - думай мозгом ума головы!
я дикий мужчина: яйца, табак, перегар и щетина

0

3

Голубые лотосы у нас не растут,да и не нужны они.И так хорошо. http://www.kolobok.us/smiles/standart/mosking.gif А у обычных лотосов орешки вкусные.

Подпись автора

Протягивая руку друзьям,не сжимай пальцы в кулак.

0

4

Капитан написал(а):

Голубой лотос из Ямайки

даже среди лотусов есть голубые, однако http://www.kolobok.us/smiles/standart/mosking.gif

0

5

Паладин написал(а):

В Китае лотос почитался как священное растение

Еще один факт про Китай и лотос.
Лотосовые ножки - гордость китайских красавиц.
"Лотосовая ножка" была не только гордостью женщин, но и предметом высших эстетических и сексуальных вожделений китайских мужчин. Известно, что даже мимолетный вид "лотосовой ножки" мог вызвать у китайских мужчин сильнейший приступ сексуального возбуждения."Раздевание" такой ножки было верхом сексуальных фантазий древнекитайских мужчин. Судя по литературным канонам, идеальные "лотосовые ножки" были непременно маленькими, тонкими, остроносыми, выгнутыми, мягкими, симметричными и... ароматными.
Китайские женщины расплачивались за красоту и сексапильность очень высокой ценой. Владелицы идеальных ножек были обречены на пожизненные физические страдания и неудобства. Миниатюрность ступни достигалась за счет ее тяжелого увечья.
В старом Китае девочкам начинали бинтовать ноги с 4-5-летнего возраста (грудные младенцы еще не могли терпеть муки от тугих бинтов, калечивших их стопы). В результате этих мучений где-то к 10-ти годам у девочек формировалась примерно 10-сантиметровая "лотосовая ножка". После этого страдалицы начинали учиться правильной "взрослой" походке. А еще через 2-3 года они уже были готовыми девицами "на выданье".
   С тех пор, как бинтование ног возобладало в быту и эстетических взглядах китайцев, размеры "лотосовой ножки" стали важным критерием при заключении браков. Невесты, делавшие первый шаг из свадебного паланкина в доме супруга, удостаивались за маленькие ножки самых восторженных похвал. Невесты с большими ногами подвергались насмешкам и унижениям, так как были похожи на женщин из простонародья, которые трудились в полях и не могли позволить себе роскошь бинтования ног.
   В  разных краях Поднебесной были модны разные формы "лотосовых ножек". В одних местах предпочитали более узкие ножки, а в других - более короткие и миниатюрные. Различными были форма, материалы, а также орнаментальные сюжеты и стили "лотосовых туфелек".
   Как интимная, но выставляемая напоказ часть женского наряда, эти туфельки были подлинным мерилом статуса, достатка и личного вкуса их обладательниц.

Отредактировано Majorno (25-11-2010 03:18)

+1

6

Они сами ходить могли?

Подпись автора

Протягивая руку друзьям,не сжимай пальцы в кулак.

0

7

бер написал(а):

Они сами ходить могли?

Женщине приходилось ходить на внешней стороне подогнутых под ступню пальцев. Она хромала, опиралась на палку или передвигалась при помощи слуг. Чтобы не упасть, ей приходилось ходить маленькими шажками. Фактически каждый шаг был падением, от которого женщина удерживалась, только поспешно делая следующий шаг. Прогулка требовала громадного напряжения.
В 1915 году один китаец написал сатирическое эссе в защиту обычая:
«бинтование ног» есть условие жизни, при котором мужчина обладает рядом достоинств, а женщина всем довольна. Поясню: я китаец, типичный представитель своего класса. Я слишком часто был погружен в классические тексты в юности, и мои глаза ослабели, грудная клетка стала плоской, а спина сгорбленной. Я не обладаю сильной памятью, а в истории прежних цивилизаций есть еще много такого, что надо запомнить перед тем, как познавать дальше. Среди ученых я невежда. Я робок, и голос мой дрожит в разговоре с другими мужчинами. Но по отношению к жене, прошедшей обряд «бинтования ног» и привязанной к дому (за исключением тех моментов, когда я беру ее на руки и несу в паланкин), я чувствую себя героем, мой голос подобен рыку льва, мой ум по¬добен уму мудреца. Для нес я целый мир, сама жизнь».

0

8

Звучит жутко.Теперь понятно зачем они это делали.Самый ничтожный мужчина чувствует себя героем рядом с такой женщиной.Видимо это положительно влияло на их либидо.

Подпись автора

Протягивая руку друзьям,не сжимай пальцы в кулак.

0

9

Majorno написал(а):

Еще один факт про Китай и лотос.

Любопытно....

У кого есть материал про Ладан (?) :) Не могу найти ничего стоящего.....

Подпись автора

Самое дорогое должно оставаться самым сокровенным (!)

0

10

бер, а ты только щас понял всю эту садомазо-косоглазую философию половых отношений?

Подпись автора

Пришёл, увидел, нафлудил.
Ценишь шутку юмора - думай мозгом ума головы!
я дикий мужчина: яйца, табак, перегар и щетина

0

11

Vishenka написал(а):

У кого есть материал про Ладан (?)

Да гугл тебе в самую адресную строку

Подпись автора

Пришёл, увидел, нафлудил.
Ценишь шутку юмора - думай мозгом ума головы!
я дикий мужчина: яйца, табак, перегар и щетина

0

12

Капитан написал(а):

а ты только щас понял всю эту садомазо-косоглазую философию половых отношений?

Так у них сейчас такого нет.Где бы я это увидел?Из всех издевательств над женщинами видел только паранджу.Вот теперь догадываюсь зачем некоторые своих баб в жару тряпками закутывают.

Подпись автора

Протягивая руку друзьям,не сжимай пальцы в кулак.

0

13

Vishenka, сейчас найду

Ла́дан
(др.-греч. λήδανον, λάδανον; лат. Olibanum — также олибанум или олибан) — ароматическая древесная смола получаемая с деревьев рода Босвеллия: Ладанного дерева (лат. Boswellia sacra), Boswellia carterii и др. из семейства Бурзеровых (лат. Burseraceae), растущих на Аравийском полуострове (в Йемене и Омане) и в Восточной Африке (в Сомали).[1] Одно из древнейших благовоний, используется также в парфюмерии.

Иногда в церковном обиходе ладаном также обобщённо называют и другие ароматические смолы, используемые при богослужении.

В Евангелии ладан упоминается как один из даров, принесенных волхвами Иисусу Христу, наряду с золотом, и смирной (Мф.2:11).

В феврале или марте делают на дереве надрезы, из которых смола непрерывно вытекает довольно продолжительное время, покрывая собой весь ствол дерева, пока наконец рана не затянется высыхающим соком. После этого засохшую смолу собирают с дерева и с земли и разделяют на два сорта:

    * Отборный ладан (лат. Olibanum electum) это круглые или продолговатые куски, подобные каплям, светло-жёлтые или розоватые, с восковым блеском; сверху они обыкновенно покрыты пылью от трения друг о друга, обладают приятным бальзамным запахом и бальзамным же горьким, острым вкусом. При растирании обращается в порошок белого цвета.
    * Обыкновенный ладан (лат. Olibanum in sortis) это менее чистые, более крупные и тёмные куски.

Свойства

Ладан частично растворим в воде и органических растворителях (спирте, эфире и пр.).[1] При растирании с водой образует эмульсию, при нагревании размягчается, не плавясь и распространяя при этом сильный, приятный, сладкий бальзамический запах, при дальнейшем нагревании возгорается и горит сильно коптящим пламенем. В состав ладана входят[1] камеди (около 30 %), смолы (56 % — смесь свободной босвеллиевой кислоты С32Н52О4 и связанной с олибанорезеном (С15Н22O)n), эфирные масла (около 8 % — смесь нескольких терпенов, дитерпенов и сесквитерпенов, кипящая при 160—170 °C), горькие вещества, минеральные и прочие (количество непостоянно).
[править] История

Английское название Frankincense происходит от слов «англ. incense of Franks [1]» — франкское (качественное) благовоние, так как в Европе он появился через посредников — франков. Латинское название — olibanum (встречается и русская транслитерация — олибан), происходит из арабского al-lubán («молоко»), так как из ран на стволе растения выделяется сок молочного цвета. C древности мировым центром сбора ладана было плато Дофар в Омане, однако сейчас основное количество ладана добывается в Сомали.

Применение и действие

Главным образом ладан применяется при каждении в богослужебных обрядах. Также используется в парфюмерии и ароматерапии (в основном в виде эфирного масла). Ранее ладан применялся в гомеопатии, медицине, при изготовлении некоторых пластырей, зубных паст, эликсиров, курительных свечей — монашенок, и так далее. В настоящее время в медицинских целях ладан не используется, хотя и ведутся некоторые исследования в данной области[3]. Ладан входит в состав некоторых рецептов мазей от различного рода нагноений, используемых в народной медицине при мастите, фурункулах и даже некоторых опухолях.

Обнаружено, что в дыме ладана содержится ацетат инценсола, обладающий антидепрессивным действием.

0

14

Да.... материал в энциклопедии я читала, спасибо.

Капитан, ты вроде где-то давал ссылку на какую-то статью (?) Или нет (?)

Отредактировано Vishenka (27-11-2010 02:51)

Подпись автора

Самое дорогое должно оставаться самым сокровенным (!)

0

15

Яблоня лесная Malus sylvestris Mill.

Дикая яблоня — дерево, на которое еще в глубокой древности обратил внимание человек, так как плоды его довольно быстро созревают, легкодоступны и хорошо сохраняются зимой в опавшей листве. Более 4000 лет назад древние греки научились возделывать яблони в садах. Оттуда они разошлись сначала по странам Западной Европы, а затем и по всему миру.
Много легенд и мифов создано у разных народов о яблоне и ее плодах, а дни сбора урожая превратились в праздники. В Древней Элладе, например, яблоко считалось символом любви и посвящалось богине красоты Афродите. Древние германцы верили, что деревья эти пользуются покровительством всех богов — даже молнии их не трогают, и поэтому окружали свои жилища яблоневыми садами.
Яблоко олицетворяет искушение, Падение человека и Спасение. Со средних веков символизирует запретный плод. Но в тексте Библии не упоминается конкретно, какой именно плод ввел в искушение Еву (в искусстве изображались фига, персик и айва, помимо яблока); традиционная ассоциация с яблоком происходит главным образом от его латинского названия malum, которое означает "зло". Как символ Христа, "нового Адама", яблоко символизирует искупление греха и, таким образом, спасение. Также с яблоком ассоциируется здоровье и жизненность, по старой поговорке: "Яблоко на обед — и всех болезней нет". В скандинавской мифологии боги питаются яблоками, которые растут в садах их легендарного Асгарда и Ирия Цветение яблони символизирует вечную юность и плодородие, а в Китае — мир и красоту.

0

16

Непостежимые индусские обычаи  o.O

Замужем за фруктом


КОГДА ЗАХОДИТ РЕЧЬ О БРАКЕ, ТО ЛЮБОЙ нормальный человек предполагает, что имеется в виду союз двух людей, мужчины и женщины. Но в некоторых обществах, тем не менее, существует особый брак, когда девушка выходит замуж не за человека, а за неодушевленный предмет. У туземцев народности невар в Непале есть обычай, в соответствии с которым девушка вначале заключает брак с фруктом, плодом.
При таком странном бракосочетании зеленый плод лесного яблочного дерева (aegle marmelos), называемый «бел-фруктом», играет роль жениха. Сама церемония бракосочетания называется «ихин», и это, само собой разумеется, чисто символический союз, но он обладает большой объединительной силой, ибо этот плод символизирует собой бога Вишну. Бракосочетание с бессмертным божеством отмечается с тем же великолепием и помпой, что обычная свадьба.
Девушки, выходящие замуж за бога, даже еще не Девушки, а девочки от пяти до двенадцати лет, пока Не достигли половой зрелости. Так как такое бракосочетание проходит раз в год, то многие девочки могут принять участие в одной и той же церемонии. При этом строго учитываются астрологические данные, а дата свадьбы назначается загодя. Девочек обычно тщательно моют, облачают в прекрасные одежды, в особые сари, так что юные невесты выглядят весьма привлекательными. В прическу невесты вставляется колючка дикобраза, так как он, по распространенному поверью, приносит счастье.
Для свадебной церемонии необходимый плод бел-фрукт тщательно подбирается: он не должен быть деформирован или поврежден. Считается, что если выбран неудачный фрукт, то будущий супруг девушки из числа смертных обязательно будет человеком уродливым и нечестным. Поэтому отбираются только самые лучшие плоды, обычно конфигурации спелой груши, и ими украшают невест, делая их еще более привлекательными.
Возводится специальный алтарь, по углам которого обычно ставят банановые деревца, а балдахин над ним делается из красной ткани. Невесты сидят в окружении родителей. «Фруктовую» невесту на первой стадии брачной церемонии почти не видно из-за пышной одежды. После того как священник заканчивает все нужные ритуалы по очищению, исполнив все требующиеся в таком случае песнопения, он кладет бел-фрукт на отдельное блюдо, а отец невесты представляет дочь символическому жениху.
После окончания церемонии бел-фрукт забирают старшие в семье и хранят его в доме невесты. Обычно его кладут на крышу. Бытует суеверное поверье, что если бел-фрукт разрезать сразу после свадьбы, то будущий настоящий супруг девушки непременно умрет в молодом возрасте. После свадьбы обычно организуется большое празднество для всех членов общины, и в нем принимают участие сотни приглашенных гостей.
После того как девушка, вышедшая замуж за бел-фрукт, достигнет половой зрелости, она уже готова для настоящего брака, который заключается сразу же, как только подыщут подходящего кандидата.
Несмотря на то что такое бракосочетание с плодом являет собой лишь чисто символический супружеский союз, оно все равно обладает большой объединительной силой, ибо девушка выходит замуж за бессмертного бога. Такой странный брак, однако, обладает одним преимуществом для замужних женщин. В случае преждевременной смерти своего настоящего мужа женщина, вышедшая замуж за фрукт, может не подчиняться строгим индусским законам, обязательным для вдов. Такая женщина может даже не считать себя, по сути, вдовой, так как ее первый брак с плодом считается действительным. Поэтому она может выйти замуж во второй раз без всяких осложнений.

Бракосочетание с деревом


Конечно, довольно странно и необычно, если мужчина женится на дереве, но, увы, такие браки на самом деле случаются. По сути дела, подобный своеобразный брак может устранить многие проблемы. Например, у индусов Пенджаба есть обычай, в соответствии с которым мужчина, дважды женатый, не имеет права взять себе третью жену, потому что в стране запрещен третий брак. Но, тем не менее, четвертый брак разрешен. Помеха легко устранима, если он совершит ритуальное бракосочетание с деревом (обычно это арабская акация): Она и будет считаться его третьей супругой. После этого мужчина может жениться на женщине, как подобает, и она станет его следующей женой. Она отныне будет считаться его четвертой супругой, что разрешается обычаем.
В других частях Индии; например в Мадрасе, такое бракосочетание — весьма распространенное явление, ;что позволяет обойти закон, запрещающий -младшему брату жениться прежде старшего. Часто бывает, что старший брат долгое время остается холостяком или же решает по каким-либо причинам вообще не жениться. Таким образом, младшему брату придется долго ждать свое^ очереди жениться. Чтобы преодолеть такое неожиданное препятствие, старший брат должен заключить брак с деревом. Обычно в качестве невесты выбирается платан. Но после завершения свадебной 'Церемонии с деревом возникает еще один странный обычай. Местный священник велит срубить «повенчанное» дерево, которое он объявляет мертвым. После этого мужу и членам его семьи предстоит оплакивать потерю, словно это на самом деле его настоящая жена. Таким образом, старший брат становится вдовцом, а младший получает полную свободу действий.
Бракосочетание с деревом — это также выход для женщин, которые не могут найти себе мужа. Дочь куртизанки обычно не имеет права выходить замуж, но у нее может появиться ритуальный муж в виде дерева. Она выбирает в качестве своего жениха здоровое цветущее, раскидистое дерево, растущее в ее саду. Будучи женой дерева, она должна заботиться о нем, как о «живом муже», а когда оно отмирает, то ей придется его оплакивать, словно живое существо.
Как это ни дико звучит, но в Индии существует также обычай, позволяющий женить на дереве не только одного человека, но и предоставить два дерева в качестве супругов для каждого члена супружеской пары. Здесь бракосочетание объясняется совершенно иными причинами. Это происходит, если бесплодная пара хочет все же обзавестись потомством. Бездетные супруги высаживают рядом два деревца. Жена обычно сажает небольшое фиговое деревце, а муж выбирает молодое дерево манго. Их ветви соединяются вместе, чтобы они были похожи на «супружескую пару». Бездетные потенциальные родители ходят вокруг «женатых» деревьев, считая, что этим магическим способом переплетенные ветвями деревья вернут им способность к деторождению. Эти «женатые» деревья обносятся специальным заборчиком, и супружеская пара может ухаживать за ними и поливать долгие годы. Если одно из деревьев отмирает, это считается дурным предзнаменованием для жены.
В качестве брачных партнеров могут служить не только деревья. Известны случаи, когда девушка выходила замуж и за неживой предмет. Гонды, живущие в Бастаре (Центральная Индия), уверены, что если мужа убил тигр, то его вдова не имеет права больше выходить замуж, ибо вошедший в тигра дух ее супруга попытается убить ее второго мужа. Чтобы предотвратить столь печальный исход, вдова должна вначале совершить ритуальное бракосочетание с собакой или с оружием.
Бракосочетания с предметами существовали и в других районах мира, например, у приморских коряков в Сибири, где взрослый мужчина мог жениться на камне. Никакой свадебной церемонии при -лом не полагалось. Такой мужчина просто выбирал для себя камень покрасивее, обряжал его в женскую одежду и укладывал с собой в постель как «свою невесту». В отличие от церемонии с бел-фруктом, в таком бракосочетании с камнем угадывался сексуальный оттенок, ибо мужчина обращался с камней как. с настоящей женщиной: он его гладил и ласкал. Бракосочетания с неодушевленными предметами существовали и в Монголии. Чужак ради сексуального удовольствия, которому отец предоставлял в распоряжение свою дочь, должен был в подарок оставить ей свой пояс. Это был особый подарок от человека, который никогда не вернется больше к этой девушке. Если, к счастью, девушка в результате такого сверхгостеприимства беременела, то у нее с этим не возникало никаких проблем — она просто выходила замуж за ремень, символизировавший ее пропавшего супруга. С другой стороны, если девушка имела половое сношение с незнакомцем вне рамок привычного домашнего гостеприимства и в результате оставалась беременной, она выходила замуж за свой коврик для молитв.

+1

17

http://www.opentextnn.ru/history/myth/i … a/?id=1528

Происхождение культа растений

Культ растительного мира представляет собою одну из основных форм религиозного сознания первобытного человека, некогда одинаково распространённую почти у всех племён земного шара и в массе народа не вымершую отчасти и до сих пор. Так, например, почитание деревьев является существенным элементом языческих религий всех индоевропейских племён. У кельтов друиды поклонялись священным дубам2; у индусов (3*), литовцев (4*), древних пруссов (1*) существовали священные деревья и заповедные рощи: верховный бог балтийских племён Перкун был, по мнению некоторых исследователей, божеством дуба (2*). В Германии почитание священных рощ и деревьев сохранялось в виде переживаний чуть ли не до наших дней (3*). За сдирание коры с заповедных деревьев древнегерманское право устанавливало крайне жестокую, мучительную казнь (4*). Главною святыней саксонцев считался знаменитый деревянный столб Irminsul подле Эресберга (н. Stadtberge), разрушенный Карлом Великим в 772 г. (5*). Один из наиболее распространённых повсюду сказочных мотивов, а именно представление о мировом дереве, оказывается характерным, главным образом, для германских племён: скандинавский мировой ясень Yggdrasil – типичный пример такого представления (6*). Какую громадную роль играет “майское деревцо” в сельскохозяйственных обрядах в Западной Европе и у славян, показали недавние исследования Е.В. Аничкова. Культ деревьев существовал, по-видимому, и у древних римлян (1*). В славянском фольклоре растительное царство занимает выдающееся место. Летописные известия зачастую говорят о культе деревьев и рощ у восточных славян. «Иные кладезем, езером, рощениям жертву приношаху» – говорит Густинская Летопись. В боснийской Пожегонской провинции ещё в начале XVII в. священник совершал требы под священной липой; около того же времени в России существовал полухристианский культ рябины, о которой говорится в житии св. Адриана Пошехонского (2*). Сюда же относится обычай “завивания берёзки” на Троицу, многочисленные обряды чествования “майского деревца” (3*), представление о чудесном дереве в наших сказках (4*) и т.д. (5*). У современных греков мы также встречаем, например, поверия о нимфах, живущих в деревьях и называющихся дримиями, - несомненно, остаток древнеэллинского представления о дриадах (6*) и т.п. Как велика была роль культа деревьев в былой религии арийской ветви индоевропейских народов, можно видеть, например, из того обстоятельства, что иранский термин yazd – “бог” означает, в сущности, высокое дерево (бук или дуб – специалисты расходятся в толковании) (7*). Почитание деревьев сохранилось у армян вплоть до наших дней: в этом отношении любопытны, например, такие переживания в канонах армянской церкви, как запрещение вредить дереву даже тогда, когда оно явилось виновником чьей-либо смерти (1*). В Грузии сюда следует отнести сказание о кипарисе, чудесно вознесённом на небо и послужившим фундаментом при постройке первой христианской церкви (2*). Роль Чкондидели в грузинской церкви объясняется, по вполне правдоподобному, на мой взгляд, предположению Н.Я. Марра, переживанием языческого культа великого дуба ( tkon didi) в Мингрелии (3*).
Мы видим, таким образом, что растительный мир играет выдающуюся роль в фольклоре не только индоевропейских, но и полусемитических народов (грузины). Но и воображению древнего египтянина священные сикоморы рисовались населёнными божественными существами, которые на памятниках иногда как бы высовываются из ствола дерева (4*). Тексты пирамид 6-й династии упоминают об одной сикоморе как седалище богов, а Гатор (Хатор) получает прозвание владычицы этого растения5. Следы культа деревьев обнаруживаются и в языческой религии финских племён: у эстов на острове Эзель во времена Генриха Латыша посвящены были богу войны Тарапите заповедные деревья, которые хронист считал кумирами (6*).
Итак, мы видим, что культ деревьев является как бы обычной формой религиозного миропонимания язычества, и стоит только проследить историю религий, чтобы в каждой из них заметить явные и многочисленные элементы этого культа (1*). В чём же кроются причины его возникновения?

**

Основной вопрос о генезисе растительных культов доселе не вышел ещё из области споров. Одни, как, например, Réville (2*), склонны выводить поклонение различным растениям из чисто практической пользы, которую эти растения приносят людям, благодаря своим плодам. Другие приписывают этим культам символический характер: так, английский архитектор и археолог J. Fergusson (3*) утверждал, что стоящий в какой-то мифологической связи с деревом змей представляет собою мужскую производительную силу, а само дерево – женскую. Аналогичное толкование предложено было H. Clay Trumbull’eм, по которому змей является символом соединения дерева с конусом, которые в свою очередь являются эмблемами женского и мужского пола (4*). К этой же группе возможно отнести известного исследователя семитических религий W.v. Baudissin’a. По его мнению, например, в кипарисовых, пальмовых и гранатовых деревьях люди стали усматривать божественную силу вследствие их плодородия, в дубе – вследствие его мощи и величия и т.д., почему отдельные деревья стали почитаться в качестве символов того или иного божественного начала (5*). До крайнего преувеличения доведена символическая интерпретация у W. Schwartz’a и Л.Ф. Воеводского, выводящих культ деревьев из почитания небесного или мирового дерева, ветви, листья и плоды которого суть солнечные лучи, облака и созвездия (6*). Все эти теории
страдают тем общим недостатком, что придают свойственной первобытному человеку склонности к символике слишком односторонний характер, сводя её либо к половой жизни, либо к астрономическим и метеорологическим явлениям. Такою же односторонностью страдает теория O. Gruppe, сводящего генезис поклонения растениям к первобытному культу огня (1*).
Особое место занимает гипотеза Herb. Spencer’a, который, как известно, сводит все формы религиозного мышления к культу предков, единому корню религии. По мнению Spencer’a, люди называли себя сначала по именам различных растений и животных, впоследствии же дикарь, смешивающий название объекта с самим предметом, стал верить, что отдалённый его предок, прозванный по имени растения, в действительности был им; в результате такого неправильного толкования имён (misinterpretation of nicknames) культ предков переносится на самые растения (2*). Эта теория не может быть признана состоятельною уже потому, что каждый человек имел полную возможность проверить значение прозвища на самом себе или окружающих, которые также часто назывались по именам растений и, тем не менее, ничего общего не имели с эпонимным растением. Связь поклонения растениям с культом усопших подчёркивает и Grant-Allen (3*). Однако, несмотря на то, что душа умершего предка нередко мыслится переселившеюся в то или иное дерево, преимущественно растущее у могилы (4*), выводить отсюда все формы и явления культа растений совершенно неправильно.
Некоторые, наконец, как O. Kern, пытались поставить культ деревьев в связь с возникновением первого храма в виде выдолбленного или дуплистого дерева, скрывающего в своём сердце священный фетиш (5*). Хотя эта гипотеза и находит себе отчасти подтверждение в выставленной недавно этимологии греческого названия храма от основы nāvo – «древесный ствол» (1*), но зато она постулирует бóльшую древность фетишизма по сравнению с культом деревьев, что мне представляется маловероятным и, во всяком случае, требующим особого доказательства.
В последнее время исследователями религии выдвигается громадное значение разнообразных сельскохозяйственных обрядов, направленных к поднятию урожая хлебных злаков, ягод, плодов, домашнего скота и т.д. Мне приходилось уже упоминать о том, что симпатическая магия покоится на принципе: схожие действия вызывают и схожие результаты. Во время майского праздника в сёлах торжественная процессия направляется с молодым деревцем, разубранным лентами и венками, на площадь: здесь, вокруг дерева, начинаются песни и пляски, игры и забавы; к майскому деревцу обращаются с жертвами и молитвами об урожае; дома убираются зеленью и цветами. В чём же заключается смысл этого комплекса обрядов, одного из самых старинных и самых распространённых на земле? Наряжаясь в цветы и листья, отвечает новейшая теория (главным образом, в лице Frazer’a), первобытный человек желает принудить обнажённую землю вновь покрыться пышной зеленью. Это майское деревце первоначально носили вместе с листвою и корнями, потом оно заменено было шестом, убранным цветами и зеленью (2*). Иногда роль священного дерева играет соломенная кукла или вообще изображение аграрного божества или демона. В этом смысл древнегреческих Адоний (3*) и целого ряда других обрядов, связанных с культами Афродиты (4*), Аполлона (5*), Артемиды (1*), Котито (2*) и т.д. Подобные обряды, говорит новейший шведский учёный Ed. Reuterskiöld, являлись не только «заклинанием весны или лета в селе»; посредством их люди стремились увеличить или укрепить жизненную силу, как собственную, так и своих домашних животных. Отсюда широко распространённый обычай, приурочиваемый в Швеции и у других обыкновенно к Иванову дню и заключающийся в том, что подле жилых помещений, хлевов и конюшен водружают срубленное зелёное деревцо или ветвь с листьями (3*). В этих предметах воплощается, по мнению некультурного человека, творческая растительная сила.
Я не имею возможности вдаваться здесь в критику изложенного выше воззрения на сущность аграрного ритуала. Я позволю себе лишь заметить, что, несмотря на некоторую неудовлетворительность объяснений Frazer’a, Reuterskiöld’a, Е.В. Аничкова и др. в отдельных, частных вопросах, новая теория во многих отношениях, как мне кажется, является более приемлемой, нежели её предшественницы (4*).

0

18

Паладин, для размещения ссылок используйте функцию гиперссылки. как это делается, описано здесь.

0


Вы здесь » Форумочек » Религия » Растения в религиях народов мира>>Растения-символы