Автомобили, которые мы потеряли
Это только на первый взгляд кажется, что российский автопром ни на что не способен. Да, сейчас в нашем активе есть лишь «Гранты» и «Приоры», которыми могут гордиться чиновники перед телекамерами (при этом после подобной «гордости» они почему-то садятся в немецкие автомобили и уезжают на очередной банкет). Но если оглянуться назад, то понимаешь, что у России был шанс начать производство совершенно других автомобилей. Которые могли бы изменить лицо нашего автопрома. Но мы их потеряли.
Мы сейчас не станем говорить про всевозможные необычные концепты, которых, кстати, было не так и много. Разговор пойдет лишь о тех моделях, которые «вот-вот» должны были пойти в производство. Или даже пошли, но были очень быстро сняты с конвейера.
«Проект С»
Больше всего надежд было на АвтоВАЗ... Волжский автогигант много лет подряд «кормил» нас обещаниями, что буквально в следующем году (ну максимум через пару лет) начнется производство новой модели, которая выведет весь автопром на новый уровень развития.
Впервые об этом автомобиле заговорили еще в начале века — тогдашний руководитель АвтоВАЗа Владимир Каданников хотел делать машину класса «D», которая стала бы настоящим флагманом отечественного автопрома и получила индекс ВАЗ-3116 (в то время, правда, еще выпускалась «Волга», но всерьез ее уже никто не рассматривал). Однако после того, как Каданникова сместили с поста, а у руля АвтоВАЗа встали так называемые «москвичи» (так называли выходцев из столицы, которые возглавили завод), акценты было решено немного изменить. Покупатель был не готов к большим и дорогим Lada, а посему решили сосредоточиться на создании более компактной модели. Так и появился автомобиль под названием «Силуэт» (внутризаводской индекс 2116) — впервые его показали на автосалоне в Москве в 2004 году.
Потом тольяттинцы постоянно демонстрировали новые версии этой модели, которая стала называться «Проект С». Немного менялся дизайн, салон становился все лучше и лучше, да и сами инженеры завода начинали говорить о «Проекте С» так, как будто машина уже практически встала на конвейер. Обсуждались как возможные опции, так и то, с каким типом кузова новая Lada появится сначала, а какие будут «через год-другой». А гамма кузовов обещала быть широкой — помимо седана, в Тольятти хотели делать хэтчбек, универсал, минивэн и даже кроссовер. Мало того, концепт последнего под названием C-Cross представили в 2008 году — тогда уверяли, что кроссовер обязательно появится в продаже в 2012 году и будет стоить 450 тысяч рублей.
Проект и вправду был очень перспективным. Вазовские инженеры делали машину, которая была бы не хуже иномарок. И по дизайну, и по качеству сборки салона, и по количеству всевозможных наворотов. И даже по безопасности. По их словам, первые же краш-тесты, проведенные в 2006 году, говорили, что автомобиль легко получит 4 звезды из пяти возможных.
Да и с технической точки зрения «Проект С» был весьма интересным: задняя многорычажная подвеска, новые двигатели объемом 1,6, 1,8 л и 2,0 л (предполагались даже дизели), полный привод, автоматическая коробка передач.
Изначально новый автомобиль хотели делать самостоятельно, затем с помощью канадской компании Magna, а в конце прошлого десятилетия появился новый генеральный партнер — Renault. Однако, несмотря на столь частую смену концепции создания машины, проект постепенно развивался. Хотя в 2008 году уже становилось ясно, что с новой моделью тольяттинцы затянули — за 4 года конкуренты уже сделали шаг вперед, а АвтоВАЗ все еще топтался на месте. Да тут еще и экономический кризис нагрянул... В общем, в сентябре 2009 года было официально объявлено, что «Проекта С» больше не будет. Так мы потеряли эту модель.
Волга
Автомобиль под названием Волга для любого советского человека всегда был мечтой. Однако уже в 90-х годах прошлого века было ясно, что эта машина устарела. Сильно устарела — даже ГАЗ-3110 являлся всего лишь модернизацией старой 24-й модели, которая была спроектирована еще в конце 60-х годов (а производство началось в 1970).
Новую Волгу пытались сделать еще в 80-х годах, однако тогда довести до конца проект под индексом «3105» не получилось. А жаль — автомобиль обещал быть очень интересным, ведь он создавался еще в то время, когда у ГАЗа были силы, средства и знания для выпуска новой легковой машины. Возможно, именно ГАЗ-3105 был последним шансом Горьковского автозавода на сохранение производства легковых автомобилей. Ведь то, что происходило потом, напоминало какую-то пародию на автопром...
В 1999 году в Нижнем Новгороде показали модель под названием ГАЗ-3111. Вот это дизайн! Вот это смелость! Сенсация! Причем речь шла не о концепте, а о серийной модели. Однако еще раз посмотрите на дату презентации. И вспомните, что в 1998 году обвалился курс рубля, в стране бушевал экономический кризис, а у народа попросту не было денег. К тому же, и сам ГАЗ как-то странно выводил машину на рынок — несмотря на старт производства в 1999 году, машина долгое время собиралась по обходным технологиям (с соответствующим качеством изделий). Так, в 2000 году было сделано 53 машины, в 2001 — 342... Да к тому же за подобный эксклюзив просили бешеные деньги — порядка 15-16 тысяч долларов. В то время как «обычная» Волга ГАЗ-3110 стоила в три раза дешевле! Да и вполне приличных иномарок за эти деньги было предостаточно. И это при том, что новая Волга вовсе не была образцом технического искусства — стоит только сказать, что здесь по-прежнему сзади использовались рессоры! В общем, странная получилась машина. Очень странная. И сколько денег ГАЗ потратил на выпуск этой Волги, остается большой загадкой, ведь всего завод смог собрать не более... 500 таких машин (данные о количестве сделанных ГАЗ-3111 расходятся).
Последние ГАЗ-3111 были выпущены в 2004 году... Однако на этом жизнь Волги не окончилась. В 2007 году на автосалоне в Москве была показана модель Siber, а в середине 2008 года было торжественно объявлено о начале серийного производства автомобиля под названием Volga Siber. То есть Волга стала уже не просто названием модели, а самостоятельным брендом! Правда, это была единственная хорошая новость для поклонников российского автопрома. Ведь, кроме имени, «нашего» в этой машине оказалось немного — по сути, это был лишь немного модернизированный Chrysler Sebring. Причем уже снятый в США с производства. Избалованные к тому времени покупатели не хотели брать старую по конструкции машину, которую не только собирали в России, но и которую надо было затем обслуживать у тех же дилеров, которые привыкли работать с ГАЗелями. Да и цены не слишком радовали — в 2008 году за Siber с 2,4-литровым мотором просили почти 600 тысяч рублей. За эти деньги можно было купить Ford Focus в хорошем оснащении или Hyundai Sonata. Затем цены стали падать, ГАЗ всячески стимулировал покупателей, продавая автомобили уже себе в убыток, но...
Планы на Volga Siber у ГАЗа были наполеоновскими — в год хотели продавать чуть ли не по 100 тысяч автомобилей. На деле же история закончилась очень грустно — в конце 2010 года сборку машин прекратили. Причем ГАЗ «убил» бы Siber и раньше, но надо же было куда-то девать огромное число машинокомплектов, которые были закуплены у Chrysler. Так мы потеряли «Волгу».
Мишка
1997 год. На автосалоне в Москве демонстрируется автомобиль под забавным названием Мишка (его создавали силами компании «Автосельхозмаш-холдинг»). Мишка должен был стать самым дешевым автомобилем во всех странах бывшего СССР, а о желании организовать его производство заявляли многие фирмы не только в России (например, говорили, что сборка Мишки совсем скоро будет налажена на белорусском БелАЗе). Мало того, интерес к машине проявили и американцы — специально для них автомобиль обещали переименовать в Michael.
Хотели делать не только трехдверный хэтчбек, но и универсал, пикап, фургон, гибрид, автомобили для инвалидов. Общее количество модификаций и версий достигало 145 вариантов! Благо конструкция позволяла делать любые версии: Мишка представлял собой пространственную раму (грубо говоря, каркас из стальных труб), на которую навешивались пластиковые панели.
Этим проектом даже заинтересовался чемпион мира по шахматам Анатолий Карпов! После его появления казалось, что Мишка все-таки может оказаться на конвейере. Но... воз и ныне там. Да и нужен ли нам сейчас Мишка, который был придуман уже 16 лет назад?
Комбат и Атаман
Сотрудники Горьковского автозавода еще в середине 90-х годов поняли, что нашему рынку требуются свои собственные внедорожники — одной Нивы нам было мало. В 1996 году был показан автомобиль под названием ГАЗ-2308 Атаман, который представлял собой этакий русский ответ американским пикапам — Атаман был не легковым кроссовером, а небольшим грузовичком, который мог перевозить по 800-1000 кг.
Впрочем, рамным грузовичком ГАЗ-2308 стал скорее от безысходности: заводу требовалось загрузить простаивавший грузовой конвейер работой, поэтому Атаман создавался как гибрид Волги и «газона» ГАЗ-3307 — от последнего пикап получил, например, кабину. Затем появился автомобиль Атаман-Ермак, который позиционировался уже как внедорожник.
Ну а в 1999 году как гром среди ясного неба — ГАЗ 3106 Атаман 2, который поразил всех необычным дизайном передней части. Казалось бы, надо уже на чем-то остановиться и начать выпуск машины. Но нет — в 2000 году на автосалоне в Москве ГАЗ показывает совершенно новую разработку под названием ГАЗ 2169 Комбат. Цифры 69 в индексе тут использованы не просто так — по словам газовцев, новая машина должна стать идеологическим наследником знаменитому 69-му ГАЗу.
Несмотря на спорный дизайн, Комбат многим нравится, причем не только за внешний вид, но и за счет внедорожных возможностей — автомобиль способен преодолевать броды глубиной до 600 мм и взбираться на уклоны до 30 градусов. Под капотом же машины стоит 2,1-литровый дизель, сделанный по лицензии фирмы Steyr (кстати, это еще один очень странный проект ГАЗа), который выдает 110 л.с. Это явно мало для тяжёлого внедорожника, который, по заявлениям разработчиков, разгоняется лишь до 130 км/ч. Но тогда это мало кого смущает — Комбат называют «самобытной» машиной (что вкладывалось в это определение, сейчас уже не совсем понятно), а эксперты журнала «За рулем» присуждают Горьковскому автозаводу Гран-При Московского автосалона с комментарием «За верность традициям марки, воплощенным в новых моделях автомобилей».
Но дальше верности традициям дело не пошло. Наследник 69-го так и не встал на конвейер. ГАЗ еще несколько раз попытался вернуться к теме внедорожников в 2003-2005 годах, показывая новые версии модели 3106 Атаман 2. Но после этого мы потеряли внедорожник от ГАЗа.
«Новая классика»
А знаете ли вы, что АвтоВАЗ мог бы по-прежнему выпускать заднеприводные автомобили? Однако речь идет не о надоевших всем «пятерках» и «семерках» — в начале этого века в Тольятти всерьёз хотели начать производство «новой классики»! И на автосалоне в Москве в 2002 году был даже показан такой автомобиль, который получил название ВАЗ-2151 Classic.
Изначально предполагалось сделать из «новой классики» автомобиль в модном в то время «ретро-стиле». Мало того, даже имя ей полагалось особое — Стрежень! Однако руководство АвтоВАЗа решило не рисковать, и концепт получился не таким смелым, как изначально хотели вазовские дизайнеры.
ВАЗ-2151 Classic должен был к 2006 году полностью сменить старую «классику», а объемы производства модели составляли бы 220 тыс. штук. Назывались и ориентировочные цены — не более 4000 долларов! Но, видимо, стало ясно, что серийная машина окажется заметно дороже, ведь ВАЗ-2151 Classic была не просто старой «копейкой» с новым кузовом. В конструкцию этой модели хотели внести много изменений. Например, передняя подвеска должна была быть не «двухрычажной» (с постоянно вылетающими «шаровыми»), а уже McPherson. Кроме того, хотели поставить усилитель руля, говорили и о возможной подушке безопасности. Да и сам автомобиль был бы гораздо просторнее старых «Жигулей». Но все эти модернизации делали ВАЗ-2151 Classic все дороже и дороже.
В 2002 году тольяттинцы с энтузиазмом рассказывали о перспективе «новой классики». В 2003 году разговоров об этой модели было заметно меньше, а в 2004 году стало ясно, что проект затух — АвтоВАЗ все силы бросил на запуск Калины (ее со скрипом начали делать как раз в 2004-м). Так мы и потеряли «новую классику».
(с) Дмитрий Гайдукевич