В этой теме я предлагаю выкладывать высказывания, афоризмы и максимы, которые по праву можно считать сокровищами человеческой мудрости от самых выдающихся писателей, философов и историков
Мудрость тысячилетий
Сообщений 1 страница 5 из 5
Поделиться203-10-2009 03:16
ШУМЕР И АККАД
Одной из древнейших литератур мира была шумеро-аккадская, распространенная на землях шумеров в двуречье Тигра и Евфрата и называющаяся ныне вавилоно-ассирийской. В конце IV — начале III тысячелетия до н. э. шумеры изобрели письменность — клинопись на глиняных табличках. Ниже помещаются фрагменты «Сказания об Атрахасисе» — герое, спасшем от потопа людей и животных подобно более позднему библейскому Ною, — и отрывки из знаменитого «Сказания о Гильгамеше» — реально существовавшем герое (конец XXVII — начало XVI в. до н. э.).
Сказание об Атрахасисе
(имя его означает «Весьма Премудрый»)
Когда боги, подобно людям, Бремя несли, таскали корзины, Корзины богов огромными были, Тяжек труд, велики невзгоды. Был Ану, отец их, вышним владыкой. Их советником — воитель Энмиль. Ану получил во владение Небо, Власти Энмиля подчинили Землю. Начали боги выкапывать реки — Жизнь страны, — каналы прорыли; Реку Тигр они прокопали, Реку Евфрат прокопали также. Две с половиной тысячи лет Трудились они в болотах и топях.
(Но решили боги, что следует эту работу переложить на плечи людей, и тогда
они обратились к вышнему владыке — Ану, — и тот сказал:)
«Да создаст праматерь род человеков.
Бремя богов на него возложим».
...Труд богов поручили человеку,
Пусть несет человек иго божье!
В первый же месяц, в дни седьмой и пятнадцатый
«Премудрого» бога, что имеет разум,
Они убили в своем собрате.
Из его тела, на его крови
Намесила богиня Нинту глины.
Чтоб вечно слышали стуки сердца,
Разум живет во плоти бога,
Знает живущий знак своей жизни,
Не забывал бы, что имеет разум...
(Атрахасису во сне явился добрый бог Эйа и предупредил его о том, что Совет богов решил устроить вселенский потоп.) Следи же за совестью, что ныне имею Я:
«Внемли, о стена! Хижина слушает! Разрушив свой труд, корабль выстрой! Презри богатства, спасай душу!
Корабль, который ты построишь, шириною длине да будет равен!
Назови его именем «Спасающий жизни»! Покрой его крышей
Так, чтобы солнце не проникало. Да будет закрыт он и сверху, и снизу!
Его снаряженье должно быть прочным.
Пусть густая смола укрепит его крепость.
Я же нашлю на вас ливень. Изобилие птиц, обилие рыбы.
Следи за сроком, что сообщу я.
В корабль войди, закрой все двери.
Возьми зерна и добра, что имеешь, жену, семью, родных, рабочих. Тварей степных травоядных и диких я пошлю к тебе, к твоим воротам». Атрахасис... так говорит владыке Эйа: «Я никогда корабля не строил. Чертеж на земле мне начерти ты. Очертанья увижу — корабль построю». ...Со своим топором приходит плотник, камень свой несет строитель. Даже малыш смолу таскает, даже бедняк несет, что может. Ва, что имел, погрузил он на судно. Светлых животных взял он с собою. Скот домашний и диких тварей. И тварей степных на борт поднял. День начал менять лики. Загремел Адад (бог грома) в черной туче. Едва он рык его услышал, взял смолы, замазал отверстия. Взвыли ветры, оборвался канат, сорвалось судно. Вздымается ветер, несет бурю, ураганы и ветры завыли пред ним. Колесницей богов ураган несется. Поднялись воды, и потоп вышел. Как дикий бык потоп бушует. Как ревущий осел завывает ветер. Шум потопа дрожать богов заставил.
Семеро суток — ночей и дней бушевали потоп, ураган и ливень. (Атрахасис на восьмой день.)
На четыре ветра принес он жертву. Он поставил богам воскуренье, Приготовив пищу, пред богами поставил.
Боги почуяли благовонный запах, к приношенью, словно мухи, собрались. Поднялась Нинту (богиня-мать, покровительница рожениц), Перед всеми встала: «Воистину темные дни не вернутся!»...
Древнейшим героическим эпосом, дошедшим до нас, является шумерское «Сказание о Гильгамеше» (XXVI в. до н. э.), повествующее о реальной исторической личности — пятом правителе первой династии города Урука (библейский Эрех), столицы государства Шумера. Гильгамеш был обожествлен вскоре после смерти, о его подвигах и была написана одна из древнейших поэм, содержащая легенды и мифы. Авторство приписывается урукскому заклинателю Синликеуннинне, написавшему поэму «О все видавшем», позднее получившую название «Сказание о Гильгамеше».
Фрагмент, приведенный ниже, рассказывает о том, как дочь верховного бога Ану — богиня любви и войны Иштар — влюбилась в Гильгамеша.
Он умыл свое тело, все оружье блестело,
Со лба на спину власы он закинул,
С грязным он разлучился, чистым он облачился.
Как покинул он плащ и стан подпоясал,
Как венчал Гильгамеш себя тиарой —
На красоту его подняла очи красавица государыня Иштар:
«Давай, Гильгамеш, будь мне супругом,
Зрелость тела в дар подари мне!
Ты лишь будешь мне мужем, я буду женою!
Приготовлю для тебя золотую колесницу,
С золотыми колесами, с янтарными рогами,
А впрягу в нее бури могучих мулов.
Войди в наш дом в благоухании кедра!
Как входить ты в дом наш станешь,
И порог и престол да целуют твои ноги,
Да преклонят колени государи, цари и владыки».
Гильгамеш уста открыл, и молвит он государыне Иштар:
«Зачем ты хочешь, чтобы я взял тебя в жены?
Я дам тебе платьев, елея для тела,
Я дам тебе мяса в пропитанье и в пищу,
Накормлю тебя хлебом, достойным богини,
Вином напою, достойным царицы,
Твое жилище пышно украшу,
Твои амбары зерном засыплю,
Твоих кумиров одену в одежды, —
Но в жены себе тебя не возьму я!
Ты — жаровня, что гаснет в холод,
Черная дверь, что не держит ветра и бури,
Дворец, обвалившийся на голову герою,
Слон, растоптавший свою попону,
Плита, не сдержавшая каменную стену,
Таран, предавший жителей во вражью землю.
Сандалия, жмущая ногу господина.
Какого супруга ты любила вечно?
Какую славу тебе возносят?
Давай перечислю, с кем ты блудила!
Супругу юности твоей, Думузи,
Из года в год ты судила рыданья.
Птичку-пастушка еще ты любила —
Ты его ударила — крылья сломала.
И льва ты любила, совершенного силой, —
Семь и семь ему ты вырыла ловушек.
И коня ты любила, славного в битве, —
Кнут, узду и плоть ты ему судила,
И еще ты любила пастуха-козопаса,
Каждый день сосунков тебе резал:
Ты его ударила, превратила в волка.
Гоняют его свои же подпаски,
И собаки его за ноги кусают.
И со мной, полюбив, ты так же поступишь!»
Одна из древнейших на земле пословиц афористического типа, происходящая из Шумера:
Не делай зла — не будешь в вечном страхе.
Поделиться303-10-2009 03:17
ВАВИЛОН
Во II тысячелетии до н. э. при царе Хаммурапи (1792—1750 до н. э.) его царство стало господствующим в Двуречье, а столица Вавилон (аккадское — Бабилу, что означает «Врата бога») стала культурным центром древнего мира.
Ниже приводятся дошедшие до наших дней афористические высказывания вавилонян.
Пленный и мертвый друг с другом схожи — Не смерти ли образ они являют?
Ярая смерть не щадит человека:
Разве навеки мы строим домы?
Разве навеки ставим печати?
Разве навеки делятся братья?
Разве навеки ненависть в людях?
Разве навеки река несет полные воды?
Стрекозой навсегда ль обернется личинка?
Поделиться403-10-2009 03:20
АССИРИЯ
Одним из важнейших литературных памятников древней Ассирии — рабовладельческого государства, существовавшего с конца III тысячелетия и до VI в., располагавшегося на территории современного Ирака, — является «Поучение писца Ахикара», жившего в VIII — VII вв. до н. э. и служившего при дворе царя Синахвриба, правившего в 705 — 681 гг. до н. э.
1. Да не изрекают уста твои слов, которые не обдуманы в Сердце. Ибо лучше споткнуться мысленно, чем споткнуться в разговоре.
2. Если доведется тебе услышать дурное слово, закопай его В землю на глубину в семь локтей.
3. Если услышишь слово секретное, то пусть в душе твоей оно и умрет. Никому не открывай того секрета, дабы он не стал пылающим углем Во рту твоем, не обжег языка твоего, не причинил страданий душе Твоей и не заставил тебя возроптать против бога.
4. Истинная красота женщины — в кротости ее характера, А прелесть ее — в кротости ее речей.
5. Как нет пользы от колец в ушах для дикого осла, нет Пользы от женщины с важной осанкою, если она Лукава в словах своих, лишена мудрости, Словоохотлива и многоречива.
6. Лучше получить от умного сто ударов, чем разрешить Глупцу вылить на твою голову благовонные масла.
7. Многих сгубила женская красота, ибо любовь Красавицы подобна испепеляющему пламени.
8. Никогда не принимай участия в обручении женщины, Ибо, если ей придется плохо, она будет проклинать Тебя, а если ей будет хорошо, она о тебе и не вспомнит.
9. Подобно тому как ветки и плоды украшают дерево, а Густой лес — гору, так мужа украшают его дети и его жена.
Человек, у которого нет ни братьев, ни жены, ни сыновей, незначителен В глазах своих врагов. Он подобен дереву, Растущему на перекрестке дорог:
Каждый прохожий рвет его плоды, все звери полевые объедают его.
10. Спеши бежать из того места, где спорят, и душа твоя будет умиротворенной.
11. Чьи одеяния великолепны, того и слова весомы, но кто Бедно одет, словам того не придают значения.
12. Я ворочал камни, но не нашел ничего столь тяжелого, как зять, живущий в доме тестя своего.
13. Я поднимал железо и свинец, но не нашел ничего Тяжелее хулы и клеветы.
Поделиться505-10-2009 18:32
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ
Египет был одним из древнейших государств мира (III тысячелетие — VII в. до н. э.). За две с половиной тысячи лет — от «отца истории» Геродота и до наших дней — ученые отыскали множество папирусов, глиняных и каменных таблиц, испещренных иероглифами, но прочитать их не могли. В 1822 г. французский ученый Франсуа Шампольон расшифровал древнеегипетскую письменность, и человечество получило доступ к истории Древнего Египта. К сожалению, большинство рукописей дошло до нас в отрывках, без начала и конца, с пробелами внутри этих произведений.
Начнем с отрывков из книги «Прославление писцов», благодаря которой мы получили возможность ознакомиться с богатством поэзии и мудрости одной из древнейших и величайших цивилизаций мира.
14. Книга лучше расписного надгробья и прочнее стены. Написанное в книге возродит дома и пирамиды в сердцах тех, кто повторяет имена писцов, чтобы на устах была истина...
15. Они не строили себе пирамид из меди и надгробий из бронзы. Не оставили после себя наследников, детей, сохранивших их имена. Но они оставили свое наследство в писаниях, поучениях, сделанных ими...
16. Построены были двери и дома. Но они разрушились, жрецы заупокойных служб исчезли, их памятники покрылись грязью, гробницы забыты. Но имена их произносят, читая эти книги, написанные, пока они жили, и память о том, кто написал их, вечна.
Прозаические и поэтические фрагменты произведений древнеегипетских авторов
17. Вкус пищи знает тот, кто ест; ответить может лишь тот, кого спрашивают; сны видит лишь тот, кто спит; а для злодея наилучшим примером служит судья, сам достойный суда.
18. Воистину кто перейдет в загробное царство, Будет в числе мудрецов, без помехи Говорящих с божественным Ра.
19. Вспыльчивый никогда не познает истину.
20. Всякое беспристрастно решенное дело лишает ложь Силы. Утверждает истину, создает добро и уничтожает Зло подобно пище, которая уничтожает голод,
Подобно одежде, которая прикрывает наготу, подобно тому, как Небо после свирепой грозы проясняется и Солнце согревает всех замерзших, подобно огню, Который жарит то, что было сырым, подобно воде, Которая утоляет жажду.
21. Даже разум глупца мирится с истиной.
22. Добро хорошо тогда, когда это истинное добро. Справедливость же всегда бессмертна. Кривыми путями не добраться барке до гавани.
Лишь тот, кто честен и добр, благополучно достигает берега.
23. Если дружбой дорожишь Ты в дому, куда вступаешь
Как почетный гость иль брат, — Обходи с опаской женщин!
24. Если не исправишь зло, оно удвоится.
25. Если ты склонен к добру, заведи себе дом. Как подобает, его госпожу возлюби. Чрево ее насыщай, одевай ее тело,
Кожу ее умащай благовонным бальзамом,
Сердце ее услаждай, поколе жив!
Она — превосходная пашня для своего господина.
26. Жадность бездонна — в эту пропасть можно падать Бесконечно. Корыстный часто не знает, чего он хочет, И единственное, что его ждет, — это конечная неудача.
27. Женских тел фаянс прохладный ослепляет, обольщает, Чтобы тотчас превратиться в пламенеющий сардоникс. Обладанье ими — краткий сон.
Постиженье их — подобно смерти!
28. Истина рано или поздно все равно выйдет на свет, и Ложь будет повержена в прах.
29. Истинно великий не может быть жадным.
30. Как изумруд, скрыто под спудом разумное слово. Находишь его между тем у рабыни, что мелет зерно.
31. Как несчастен приходящий с жалобой! Удел Несчастного быть просителем.
32. Как ни скор человек на слово, он порою слишком Торопится. Как ни быстро откликается на все его Сердце, ему не поспеть за его страстями.
33. Кто будет предотвращать злодеяния, если тот, кто обязан бороться с пороками, сам им подвержен?
34. Кто видит слишком далеко, не спокоен сердцем. Не печалься же ни о чем заранее и не радуйся тому, чего еще нет.
35. Кто расставляет сети, сам в них попадается; кто роет яму, сам в нее свалится; кто точит меч, сам от меча погибнет.
36. Кто убивает, тоже будет убит. Кто приказывает убить, тоже будет убит по приказу.
37. Ложь кормится истиной, на ней она расцветает, но жизнь ее недолга.
38. Люби людей, чтобы люди тебя любили.
39. Мошенничество несовместимо с правосудием. Лишь когда все меряешь правильной мерой, правосудие торжествует.
40. Преувеличения и излишества к добру не ведут. Если же будешь молчать и слишком долго глотать слова, даже Истина может устареть и оказаться некстати. Не желает ли Истина в сердце своем опьянения?
41. Не рассчитывай на завтрашний день, пока он не наступил, ибо никто не знает, какие беды этот день принесет.
42. Не сделаешь косноязычного красноречивым, не превратишь лентяя в прилежного, не сделаешь мудрецом невежду, не заставишь поумнеть дурака.
43. Нет приятного прошлого для немилостивого, нет друзей у того, кто глух к справедливости, нет праздничного дня для корыстолюбца.
44. Полезно слушать слова других.
45. Помни: только жизнь имеет цену!
46. Поступай с человеком так, как он сам поступает с другими.
47. Разве долго продлится пора гостеванья земного? Время, как сон, промелькнет,
И «Добро пожаловать!» скажут В полях Заката пришельцу.
48. Спокойствие страны — в справедливости.
49. Только богам открыты предначертания судьбы.
50. Умасти миррой локоны Истины —
Пусть благополучие и здоровье будут с ней.
51. Ученостью зря не кичись!
Не считай, что один ты всеведущ!
Не только у мудрых —
У неискушенных совета ищи.
52. Чтобы сохранить друзей, нужно прощать.
53. Что бы тебе ни сказали, ни с кем не говори так, словно он не имеет права с тобой разговаривать.
54. Что может быть хуже неверных весов, фальшивой гири или справедливого и честного человека, сделавшегося обманщиком?