FreeThinker написал(а):я, конечно, не изучал буддизм и язычество, но, по-моему, принципиальное отличие науки от религии состоит в том, что в последней присутствует элемент мистики. язычество и буддизм в своей теории, вероятно, ближе к традиционному научному пониманию и представлению о вещах, поэтому они и более симпатичны для разного рода атеистов и агностиков, однако до тех пор, пока в них есть примесь фантастики, наукой, а философия это наука, назвать их нельзя.
Только вот в основе буддизма лежат такие вопросы, как: "Что есть истина?", "Что есть добро/зло?" и ряд других. Эти же вопросы являются одними из основных вопросов в философии. Философия, как наука - это очень узкое определение философии. Это лишь одно из определений. И как бы смешно это не звучало, но определение философии само по себе является философским вопросом. К слову сам буддизм стоит у истоков философии во всех её смыслах, в том числе и в научном.
И в своем сообщении в понятие "философии", я не столько вкладывал размышления над вечным, хотя в буддизме их реально очень много, сколько именно те жизненные принципы, цели, ценности и убеждения, свойственные буддизму. И их философия, их принципы имеют такие вещи, как:
- Правильность стремлений и намерений. По убеждению буддистов, человек должен стремиться к знанию, к истине, пониманию этого мира, а не например к богатству или славе, как это принято сейчас в христианском, а особенно в православном обществе.
- Правильность речи, отказ от лжи и стремление к утверждению истины.
- Правильность поведения. Принцип "с другими так, как хочешь, чтобы с тобой". Нельзя убивать ни одно живое существо.
- Правильный образ жизни, постоянное стремление к совершенству, преодоление трудностей на пути к нему.
- Самоанализ собственной жизни, поступков и слов.
- Отказ служителей (монахов) от благ. Монах не может спать на широкой роскошной кровати, ему запрещено иметь серебро и золото.
Конечно эти принципы несколько варьируются в зависимости от школы. Но то, что озвучил я, в общем-то справедливо наверное для всех школ буддизма. И именно это стремление к истине, которое прослеживается в буддизме жирной красной линией, стремление к совершенству своего разума, а не к богу, мне, как агностику и как человеку, импонирует.
И язычество, как принцип жизни в свою очередь действует в несколько другом направлении. Оно стремится к слиянию с этим миром. Они могут убивать живых существ, но только в том случае, если планета (мир) позволит им это сделать, но вместе с тем, что-то взяв у мира, они обязаны ему что-то отдать. Да и само язычество постепенно перестает идентифицировать себя как религию и начинает идентифицировать как мировоззрение. Потому что тут нет мистики как таковой. Да есть "боги", но если задуматься, то это просто названия тех или иных явлений. Именами богов названы леса, моря, реки, Солнце. Только подумай, божество по имени Род создал мир из самого себя. Чем не большой взрыв? От того, что ты назовешь большой взрыв Родом его суть не поменяется. Это просто название явления. И если так подумать, то язычество - это по сути та самая первая наука, примитивная, но наука (опытное и теоретическое знание). Это именно то, что по сути заставляло использовать возможности человеческого мозга для деятельности, которую не может осуществлять ни один другой организм на планете. Оно заставляло людей пытаться объяснить то, чего они не понимают. И с развитием науки вся мистическая, а по совместительству эмпирическая/теоретическая часть язычества слилась с науками теоретическими и точными. Мир меняется и нельзя цепляться за то состояние язычества, которое было несколько тысяч лет назад. И пусть вся мистика уходит, вернее встает на свои реальные места, но правильный подход к своей жизни В мире и С миром остается. И тут конечно можно сказать, что ни одно из пожертвований язычников не дошло до адресата, что обмена не произошло. Это не важно. Этого не происходило по причине незнания и невозможности знания целого ряда моментов о мире, которые мы узнали буквально в последние 500 лет. Но сама суть, что человек пытается хоть что-то отдать этому миру, а не только брать - есть нечто высокое и благородное, на мой взгляд.
Это очень разные учения, но оба они не являются разрушительными для мира, как внешнего, так и внутреннего. Они учат беречь его так или иначе, а по возможности и развивать. Христианство учит тому, что можно вообще забить на всё, планета всё равно со дня на день сгорит, когда Иисус придет всех убивать, так зачем что-то сохранять? Зачем что-то создавать? Надо просто молиться и ничего не делать, не думать. Это учение не дает никакого стимула к собственному развитию, более того, оно диктует, что человек - есть ничтожество, а любая попытка выразиться, любая попытка мыслить, любая попытка создавать - есть стремление уподобиться богу, что само собой наказывается. И здесь, в отличии от язычества, дары должны приносится богу не как обмен одного на другое, а как дань, чтобы бог не наказал.
- Подпись автора
Русские могут казаться недалекими, нахальными или даже глупыми людьми, но остается только молиться тем, кто встанет у них на пути. © Уинстон Черчилль
Народ, не имеющий национального самосознания — есть навоз, на котором произрастают другие народы. © Пётр Столыпин