Исламское предание гласит, что при жизни Мухаммада весь текст Корана знали четыре человека, одним из которых был Зайд ибн Сабит (Ас-Сахих ал-Бухари, том 5, с. 97). Ему-то и пришлось заниматься составлением кодекса — старинной рукописи Священного Писания — в единый текст.
Вскоре после смерти пророка большое количество племен на территории Аравийского полуострова, недавно обращенных в ислам, опять вернулось к традиционному арабскому идолопоклонству и восстало против мусульманского правления. Преемник Мухаммада Абу Бакр снарядил армию для их усмирения, племена отчаянно сражались с мусульманскими силами, и в битве при Йамаме большинство соратников Мухаммада, слышавших Коран непосредственно от своего пророка, погибло. Другие последователи пророка, знавшие многие откровения наизусть, со временем стали стареть и умирать, а с ними безвозвратно уходили толкования Священной Книги:
Многие соратники посланника Аллаха имели свои толкования Корана, но они умерли, и их толкования исчезли вместе с ними.
(Ибн Аби Дауд, Китаб ал-Масахиф, с. 83)
Абу Бакр понимал, что со смертью лучших толкователей Корана его текст может быть безвозвратно утерян. Он сказал своему молодому ученику Зайду, которого хорошо знали как человека, удостоенного чести записывать отдельные отрывки Корана, о том, что наделяет его полномочиями разыскать все отрывки и собрать их в единый текст Священного Писания. Вначале Зайда испугала такая перспектива и он написал следующее:
Во имя Аллаха! Если бы они приказали мне сдвинуть с места гору, мне было бы легче сделать это, чем выполнить их приказ собрать воедино весь Коран. И я сказал Абу Бакру: «Как ты можешь сделать то, что посланник Аллаха сделать не смог?» Абу Бакр ответил: «Во имя Аллаха! Это хорошее дело».
(Ас-Сахих ал-Бухари, том 6, с. 477)
Второй халиф Умар настойчиво напоминал Зайду о срочности задачи и настоятельно просил его, не откладывая, приняться за ее выполнение. В конце концов он убедил Зайда начать работу. Это было исключительное по сложности и ответственности дело, поскольку весь Коран был рассеян среди многочисленных последователей Мухаммада, да и первоначальные сомнения Зайда указывают на трудоемкость задуманного. Он не верил, что либо он сам, либо кто-то еще из соратников пророка, хорошо знавших текст, смогут просто собраться с мыслями и записать его по памяти. И все же Зайд предпринял тщательные поиски текста и описал ход и итог своих разысканий следующим образом:
Итак, я начал поиски Корана и его комплектацию (того, что было написано) из пальмовых листьев, плоских белых камней, а также сообщений людей, знавших его наизусть, до тех пор, пока не нашел последний стих Сурат ат-Тауба («Покаяние») у Аби Хузаймы ал-Ансари, и я не смог найти этот стих больше ни у кого, кроме него.
(Ас-Сахих ал-Бухари, том 6, с. 478)
(....)
Мусульмане верят, что Коран в том виде, в котором он существует сегодня, является точной и оригинальной записью, что в его тексте не пропущено, не утеряно, не изменено и не заменено ни единой буквы. Эта уверенность относительно точности Книги, которая была составлена по частям из различных источников, рассеянных среди многочисленных последователей Мухаммада, довольно сомнительна. Более того, как показывают дальнейшие исследования, некоторые отрывки были утеряны, некоторые — отменены, а некоторые, систематизированные приблизительно в то же время, когда этим занимался Зайд, имели различные толкования, весьма сильно отличающиеся друг от друга.
Уже в тот период существовали свидетельства, что часть текста Корана была безнадежно утеряна вследствие гибели при Йамаме многих курра, которые держали в памяти большие фрагменты текста:
Многие (отрывки) Корана, ниспосланные свыше, были известны тем, кто умер в день Йамама… но они были неизвестны (тем, кто) выжил, они не были записаны, и ни Абу Бакр, ни Умар, ни Усман (в то время) не имели собранного воедино Корана, и он не был обнаружен ни единым (человеком) после них.
(Ибн Аби Дауд, Китаб ал-Масахиф, с. 23)
Нет никаких свидетельств о том, что Зайд скомплектовал официальный, или стандартизованный, кодекс Корана, несмотря на то, что санкционировавший эту деятельность Абу Бакр был непосредственным преемником Мухаммада и после его смерти встал во главе мусульманской общины. Несомненно лишь то, что Зайд являлся первым владельцем полного письменного текста, который ему удалось собрать по частям. На протяжении последующих двадцати лет после окончания работы фактически ничего не говорилось об этом кодексе, за исключением того, что в период правления халифа Усмана он находился в личном владении Хафсы, дочери Умара, одной из жен Мухаммада, и хранился у нее под кроватью.
(....)
Аятолла Мухаммад Хусайн Табатабаи сказал: «Через 14-15 месяцев после смерти посланника Аллаха (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям), началась война у Йамамы, которая унесла жизни 70 чтецов (Корана). Учитывая то, что во время следующих сражений, может погибнуть еще больше чтецов, представители халифата испугались, что Коран может пропасть, и решили собрать его в одну книгу. Подчиняясь указанию со стороны халифата, группа чтецов-сподвижников во главе с Зайдом ибн Сабитом, взяв суры и аяты (записанные на дощечках) из дома пророка, и чтецов-сподвижников, собрала их в (одну) книгу. Сделав некоторые копии с этой книги, они распространили их в округе. Во время третьего халифа Усмана, ему дали знать, что в результате ошибок людей из-за копирования Корана, и чтения его, возникло много противоречий. И если это продолжится таким образом, есть опасность искажения Корана. Для исключения подобной опасности, по указу третьего халифа, свиток Корана, собранный по приказу 1-ого халифа, забрали (из дома) Хафсы дочери третьего халифа Умара. Затем пяти чтецам из числа сподвижников, среди которых был один из чтецов, который учавствовал в составление первого списка вместе с Зайдом ибн Сабитом, было поручено составить список из списка Хафсы, который смог бы составить основу других списков. Также было велено собрать все другие списки, которые находились в пользование мусульман, и прислать их в Медину. Все эти списки были сожжены, по приказу халифа.
Таким образом, было создано несколько (копий одного) списка. Один из них оставили в Медине, другие отправили в Мекку, Шам, Куфу и Басру».
(....)
Как передал шиитский ученый Кулайни, Абу Джафар Мухаммад ибн Бакир сказал: «Без сомнения лжецом будет тот, кто заявит, что собрал Коран согласно тому, как ниспослал его Аллах. Никто кроме Али ибн Абу Талиба и имамов после него, не собрал и не сохранил Коран так как ниспослал его Аллах».
Али Корани, один из шейхов шиитов, сказал: «Что касается точки зрения о искажение Корана, некоторые шиитские ученые говорят: В Коран было внесено искажение, то есть из него были изъяты некоторые аяты. Говорят так же, что некоторые аяты были взяты из их мест (в оригинале) и поставлены в другие места (Корана). Что касается изменения мест расположения аятов, то это говорят большинство ученых шиитов. Если мы могли бы сказать ясней: Здесь есть небольшое количество ученых шиитов, они говорят: «В Коране не хватает некоторых аятов».
Файз Кашани в своём толкование к Корану, который известен по названием тафсир «Ас Сафи» писал: «Я говорю: «Предельно ясно понятно из всех этих преданий и цитат, пришедших от семьи пророка (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям), что Коран не является тем же, который был ниспослан пророку (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям). Факт, что есть аяты противоречащие тому, что было ниспослано, искаженные аяты, и места где были вычеркнуты имена Али и семьи пророка (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям), причиной (этому) послужили имена некоторых мушриков. Более того, сегодняшние указы Корана, не стыкуются с предшествующими повелениями Аллаха и Его посланника. Этого же мнения придерживается Али ибн Ибрахим».
(....)
Мухаммад Бакир Маджлиси в «Миратуль укуль» сказал: «…и предания дошедшие через элиту (шиитов) и народ (амма, то есть суннитов) касательно пропуска и изменения (в Коране) мутаватир. И логика диктует нам, что если Коран был отделен (от ахли-байт) и распространен среди людей, и простой смертный попытался собрать его, то очень мало вероятно, что это собрание будет полным и соответствующим реальности. Как бы то не было, нет сомнения в том, что люди обязаны работать с тем, что было включено в свитки, и читать это, до тех пор пока не появится аль-Кайум (12-ый имам). И это известно из мутаватир преданий от ахли-байта, и большинство преданий об этом вопросе, указывают на пропуск и изменение (в Коране), и многие из них будут приведены в главах….».
Другой ученый Аднан Алави Мусави Бахрани писал: «Подводя итог мы говорим, согласно, если и не /мутаватир/, но многочисленным преданиям от /ахле-байта/, Коран который у нас на руках, не является полным Кораном, что был ниспослан Мухаммаду (саллалаху алайхи ва аля алихи ва саллям). Напротив, в нем есть места искаженные и противоречащие, тому, что ниспослал Аллах, и из него было изъято много моментов. К примеру, во многих местах было изъято имя Али, (упоминание) семейства Мухаммада, имена лицемеров и другие моменты помимо этих. Как сказано в комментарии Али ибн Ибрахима, этот Коран не был скомпонован согласно (или так как было угодно) Аллаху и Его посланнику.
(....)
Мейсам Бахрани в своем комментарии к «Нахджуль балаге» писал: «Он (Усман ибн Аффан) призвал всех людей к чтению свитка Зейда ибн Сабита (или собрал всех людей вокруг свитка Зейда ибн Сабита), сжег свитки, и без сомнения уничтожил истинный, ниспосланный Коран».
Мухаммад Таги Кашани в своей книге писал: «Осман повелел Зейду ибн Сабиту, своему другу и врагу Али, собрать Коран и изъять из него хвалу ахле-байта, и поношение его врагов. И Коран, который сейчас в руках людей, и известен как свиток Усмана, есть тот самый Коран, который был собран по его приказу».